2 февраля 2016 в 11:00

Илон Маск vs Россия

Провокационный заголовок, согласен. Но считаю его максимально точным. Буквально за месяц свалилось сразу несколько российских негативных новостей, которые как-то сразу сформировали у меня именно такое видение. Илон Маск — талантливый инженер и предприниматель, один из основателмальноей PayPal. После выхода из бизнеса PayPal активно занялся новыми инновационными проектами — ракето- и автомобилестроение, энергетика. Попробуем сравнить успехи одного, но талантливого человека, и успехи огромной страны России.

Для начала, хотел бы сказать, что традиционное российское понимание того, что происходит в кремниевой долине, безнадежно устарело. Из уст наших чиновников я слышу, что нам нужно создать свои фонды/школы/университеты, которые должны вырастить свои таланты, которые создадут Facebook и Twitter. Но в кремниевой долине ИТ-проекты уже вчерашний день. Я стараюсь следить за новинками, и в голове сформировалось три направления, которые сейчас активно развиваются: космос, робототехника и биопротезирование. Именно эти направления сегодня получают основные инвестиции, оставив далеко позади традиционные программные проекты. Теперь, собственно, перейдем к сравнению.

Электромобили

Цель — создать новое поколение автотранспорта, экологически чистого, безопасного и надежного.

Что Маск? Организовано промышленное производство автомобилей Tesla. В линейке — несколько моделей, включая полноприводный джип. За первые два квартала 2015 года было реализовано 21,5 тыс. автомобилей. Пассивная безопасность — одна из лучших. Всего по миру уже бегает около 80 тыс. машин. Продукт премиальный, стоимостью около 100 тыс. долл. США. Иметь автомобиль Tesla престижно. Делать Tesla начали в 2003, презентация — июнь 2006 год. То есть срок вывода на рынок (TTM, Time-to-Market) — 42 мес. На графике ниже — динамика отгрузки в дилерские сети автомобилей Tesla. Только один квартал был меньше предыдущего. По остальным -  рост.

Что Россия? Наиболее близкий проект — гибридный Ё-мобиль Михаила Прохорова. Первые наработки начались в 2010 году. В апреле 2014 года проект был закрыт. TTM — 52 мес. Причины — технологические тупики по двигательной системе (конденсаторы и двигатель для зарядки конденсаторов). Были проблемы с обеспечением пассивной безопасностью, автомобиль не прошел бы крэш-тесты.

Ракетостроение

Цель — значительное сокращение стоимости вывода груза на орбиту за счет посадки первой ступени на землю и ее переиспользования. Это позволит выдавить с рынка коммерческих запусков основных конкурентов — российские Протоны и французские Арианы. Инструмент — ракета Falcon (Сокол), которая может вывести на орбиту грузовой корабль, вернуться к месту старта и мягко приземлиться, выпустив посадочные опоры.

Что Маск? Ракета создана, осуществляет коммерческие запуски. Falcon уже используется наравне с Протонами для доставки грузов на МКС. В активе одна удачная посадка на поверхность земли (в декабре 2015 года). Три неудачные посадки на баржу в море. На мой взгляд, это не критично — автоматика все три раза четко вывела ракету на баржу. В последний раз (18 января 2016 года) она уже почти села (подломилась одна из опор). То есть принципиально технология работает, ее отладка — просто вопрос времени. Опубликованная стоимость вывода 1 кг груза на орбиту — 12 618 долл. на геосинхронную орбиту. По разным оценкам, при повторном использовании возможно снизить стоимость в 2-3 раза. В разных интервью Маск заявляет, что построить новую ракету стоит 60,2 млн. долларов, а подготовить повторно севшую — около 500 тыс. долларов. Цель Маска — 1100 долл. за 1 кг.

Что Россия? В стране хоть кто-то угрозы понимает — это уже хорошо. Чиновники еще год назад заявляли о начале программы по созданию многоразовых ракет (там же). Спустя год, в январе 2016 года уже тональность другая. Вдруг стало «понятно», что чужой успех, не наш путь. А по заявлениям главы госкорпорации «Роскосмос» Игоря Комарова в январе 2016, проект многоразовых ракет по экономическим соображениям откладывается на 2025 год: «...ориентируемся на конец периода ФКП. Это будет, но не уверен, что при нас», — сказал Комаров». Уточню — начало проекта откладывается на 2025 год. А пока путем пытаться конкурировать с помощью Протонов, с ценой вывода 1 кг — 13 000 долл. на геосинхронную орбиту.

Источники питания

Цель — значительно сократить потребление невосполняемых ресурсов за счет внедрения в домашние  хозяйства аккумулятор огромной мощности. Аккумуляторы будут днем питать дом, сглаживать пики, а ночью заряжаться дешевой энергией. Ну и рынок электромобилей тоже весьма значимый кусок.

Что Маск? С 2015 года строит Гигафабрику. Инвестиции — 5 млрд. долларов (400 млрд. руб.). Проектная мощность завода в 2020 году составит 35 Гигаватт-часов в год для производства ячеек и 50 Гигаватт-часов в год для сборки аккумуляторов.  Для достижения данных целей на Гигафабрике будет работать 6,5 тысяч человек, а Тесла будет оснащать 500 000 автомобилей в год.  Фабрика уже практически построена, и будет введена в эксплуатацию либо в этом, либо в следующем году. Маск считает, что мир стоит на пороге потребления огромного количества аккумуляторной энергии, и хочет стать крупнейшим поставщиком на этом рынке.

Что Россия? Аналогичный проект — завод «Литий-ионные технологии». Предполагал выпуск 1 Гигаватт-часов в год (у Маска — 85), и скромно про себя писал: «Мощность производства — более 1ГВт*ч, или примерно миллион аккумуляторов в год, делает компанию Лиотех игроком мирового  уровня на динамично развивающемся рынке ЛИА.». 27 января 2016 года объявлено о закрытии проекта.

Полеты на Луну и Марс

Цель — колонизация Луны и Марса, добыча полезных ископаемых, получение огромного количества новых научных знаний.

Что Маск? Создается ракета Falcon Heavy (первый старт запланирован в апреле 2016 года). Все ступени будут многоразовые. Создается пилотируемый корабль Dragon V2 — испытания уже ведутся. Первые старты с экипажем — 2017 год. Корабль многоразовый, садиться на выдвигающиеся опоры. Маск в интервью говорит, что хочет высадиться на Марс в 2025 году. Это планы — но до этого у него все получалось. :)

Что Россия? Аналог — ракета Ангара модификации А7.2В. В Интернете полно рисунков, но нет никакой конкретики. Известно, что ведется проектирование, но дата хотя бы первого тестового старта — неизвестны. Есть пилотируемый корабль, аналогичный Dragon V2 — ППТС (Перспективная пилотируемая транспортная система). На ее создание уйдет 6 млрд. долл. (у Маска гораздо более скромные финансовые ресурсы).  Первый пилотируемый полет — 2023 год. Высадка на Луну — 2033 год. При этом у специалистов вообще есть сомнения, что проект «взлетит». «14 ноября 2014 г. на заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии заместитель руководителя ЦНИИМаш, бывший космонавт Сергей Крикалев заявил, что при сохранении нынешних тенденций ПТК НП никогда не будет построен. Он раскритиковал организационные проблемы в отрасли».

А российские планы по полету к Марсу мне вообще неизвестны. Можно ли надеяться, что в 2023 году мы будем располагать сопоставимым с США космическим флотом. Вряд ли. Компания Илона Маска — SpaceX, прошла путь «с нуля» до запуска тяжелых ракет за 7 лет. До 2023 года — те же 7 лет. Боюсь, что того, что Маск достигнет к 2023 году, у российских спецов из космической отрасли нет даже в фантазиях.

***

Далее попробую сформулировать в форме FAQ  свое мнение о том, почему так получилось.

Почему получилось у Моска аккумуляторная фабрика, а у нас — нет?

Он создал сначала рынок в виде машин Tesla и Powerwall. Создание рынка высокоэнергетических бытовых устройств автоматически создало рынок мощных аккумуляторов. Строительство гигафабрики уже обеспечено сбытом. Россия изначально создавала производство для иностранного заказчика — Китая, который, банально, кинул Россию, выйдя из проекта в 2013 году. А дальше — традиционная для России история: «...первоначально планировалось, что „Лиотех“ будет выпускать аккумуляторы для предприятий крупной энергетики, однако инвесторы переоценили этот рынок, и продукция оказалась маловостребованной...» Инвестиции в размере 14,8 млрд. руб (103 рубля на каждого жителя России) — сгорели.

Почему Теслы «пошли» а Ё-мобиль не «пошел»?

Электромобили, как любой инновационный товар, дороже обычных. Чтобы люди его покупали, нужно два условия: а) осознание необходимости (экология, престиж), б) наличие достаточных доходов населения.

В России задачей Кисель-ТВ и прочих Госканалов является лишить народ привычки думать, иметь собственное мнение, и сведение потребностей людей к базовым потребностям — питание, жилище, собственная безопасность.  Иными словами, вернуть людей на первый уровень пирамиды Маслоу. На этом уровне — электромобили не нужны.

Кстати, в России, которая всегда была раем для любого автомобильного бренда, продано на август 2014 года 80 машин Tesla — меньше 0,2% от общего числа продаж в мире.

Почему важна многоразовая космонавтика?

Тут все просто — чтобы не выкинули из коммерческих запусков, которые осуществляются сотнями. После того, как Falcon научится стабильно садиться — Протоны и прочие одноразовые ракеты уйдут на свалку истории.

А как же Ангара?

А что Ангара? Ее проектирование началось еще в СССР. TTM уже достиг 20 лет. Сейчас это уже устаревший проект. Кончено, можно выпускать Lada Granta, когда другие выпускают Tesla. Вопрос — зачем?

Ну и что? — скажет воспитанный на Кисель-ТВ читатель. Проживем и без многоразовых ракет и аккумуляторов. Будем только свои пуски обеспечивать, а поездим пока на обычных ДВС-машинах. Деды ездили и мы потерпим.

Проблема в том, — отвечу я, — что создание аккумуляторных фабрик и многоразовых ракет обогащает багаж знаний ученых, помогает экспериментировать и анализировать, и создавать еще более новые и инновационные продукты. Я верю, что именно в лабораториях Моска родится аккумулятор следующего поколения, от которого iPhone будет работать месяцами. Что опыт посадки ракет на поверхность — будет критически важным для миссии на Марс в 2025 году.

Кончено, хотелось бы, чтобы в Yota Phone стоял наш аккумулятор. А в России появился свой Иван Маск и условия, которые будут помогать ему творить. Но зачем предаваться безнадежным фантазиям?

Итого, возвращаясь к теме статьи.

Илон Маск: электромобили в коммерческой стадии, идут активные продажи. Ракета садиться, доставляет грузы. В этом году — запуск тяжелой ракеты, в следующем — пилотируемого корабля. Гигафабрика начнет делать аккумуляторы в 2021 году.

Россия: производство Ё-мобилей закрыто в 2014 году. Аккумуляторов — в январе 2016. Проектирование многоразовых ракет перенесено на 9 лет — начнется в 2025 году, проектирование пилотируемого корабля — перенесено на 2023 год. Сроки запуска тяжелой ракеты Ангара 7.2В — неизвестны.

 

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментариев: 5

  • Виктор Ш
    20 марта 2016 в 08:30

    В России методично истребляется то, что отличает Человека от животного: творчество, умение изобретать и делать своими руками. Т.е. свои ученые, конструктора и настоящие рабочие, умеющие создавать материальные ценности, нашей стране не нужны. Поэтому внедрена целая система, которая с детства воспитывает тупых исполнителей: школа с ЕГЭ, бесконечное число коммерческих «ВУЗ»-ов. Это кому-то очень выгодно.

    Но при этом НИКОГДА не появтся ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР!!! Королева в этой среде не будет.

    Зато будет много-много менеджеров, и даже «продвинутых менеджеров»!!! Но не более

    Ответить

    Stan_1

    Увы, но Вы во многом правы. Созданная сегодня система в наименьшей степени выявляет и дает шансы проявить таланты.

    Ответить

  • Сергей
    27 июня 2016 в 12:49

    Россия точно такая же Украина только в три раза больше. У неё нет будущего. Её конец один — распасться, превратиться в кучу недостран по типу Африки. Россия уже по факту Северная Африка.

    Это печально. Понимаешь, что когда ты не владеешь иностранными языками (что не так и страшно на самом деле), и когда ты на рынке труда за границей не нужен нигде, ты, по сути, заперт на Титанике на палубах третьего класса.

    Ответить

    Stan_1

    Увы, но вынужден согласиться. Мне тоже мучительно больно за то — что сейчас делают с Россией. Что деньги на науку сокращают, что бабушка-инвалид вынуждена забираться на верхний этаж поликлиники ползком, что никто не тормозит утечку мозгов, что на чемпионате мира мы прославились только худшим результатом и профессиональными драчунами, за позор с допингом, когда именно страна, а не спортсмены, признана нарушителем с тяжелыми перспективами.

    Дай бог, чтобы смена курса страны произошла раньше точки исторического невозврата для страны. Восстать из пепла можно было в 20-х годах, в 40-х годах. Но на мой взгляд, в эпоху открытости и глобализации — будучи выброшенным на обочину истории, вернуться оттуда нельзя. :(

    Ответить

    Сергей

    Восстать из пепла в наше время невозможно будет. Скорость развития геоэкономики и геополитики, технологий и внедрения инноваций просто не позволят этого сделать. Мир вступил в ту стадию развития, когда будут только развитые и неразвитые страны, и разница жизни между ними будет просто колоссальная. Одни будут жить как люди 22 века, другие как крепостные из века 17-го.

    Что делать, например мне ума не приложу. Я не найду себе места на рынке труда за границей. Да и как взять и свалить из своего Мухосранска провинциального тоже не представляю. Не имею большой суммы денег чтобы просто взять и переехать за границу. Но понимаю, что у России будущего нет. Вообще. Я как пассажир третьего класса на Титанике.

    Ответить

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image