23 февраля 2012 в 8:50

Мобильные и социальные сети — партнеры или...

Как и обещал, в этой заметке поделюсь некоторыми соображениями относительно развития мобильных услуг в контексте развития социальных сетей. Эти вопросы сегодня надо рассматривать совместно.

Иллюстривать расклад буду на позапрошлогодних данных,  поскольку до новых еще недобрался. В этой заметке я обращал внимание на то, что буквально за несколько лет телекоммуникационный рынок понес серьезные потери – абонентская база традиционных фиксированных услуг сократилась вдвое – с 1230 млн. домохозяйств до 680 млн. домохозяйств. Это объясняется стремительным развитием услуг мобильной связи, число абонентов которой к настоящему времени достигло умопомрачительных 5,9 млрд. человек! Казалось бы – все хорошо, бизнес растет, конкурент полностью избит и недвижим.
Но не все так просто, если начать смотреть некоторые цифры.

Рост абонентской базы – сумасшедший. Но:

  • при меньшей стоимости, выручка от услуг SMS по всему миру составила 111,8 млрд. долл. США, или уже 10,2% от «дорогих» голосовых услуг;
  • выручка от услуга мобильного Интернета составляет 28,6% от «дорогих» голосовых услуг.

Если просуммируем все неголосовые услуги, то выяснится, что оператор мобильной связи зарабатывает сегодня на Интернете и мессаджинге свыше 38% своей выручки (426,5 млрд. долл. против 1100 млрд. долл. за голос). Неохота сейчас искать цифры, но уверен, что это соотношение растет!

Посмотрим еще один интересный момент. Вот данные по абонентской базе основных мобильных операторов в Европе.

Динамика абонентской базы услуг мобильной связи крупнейших европейских операторов. 2001-2009 гг.

Динамика абонентской базы услуг мобильной связи крупнейших европейских операторов. 2001-2009 гг.

База падает! Не так быстро, как в фиксированном мире, но падает. Может быть операторы взялись за ум, и начали стремиться к качественной базе и стимулировать разговоры? Нет. MoU тоже практически не растет.

Динамика MoU услуг мобильной связи. 2006-2009 гг.

Динамика MoU услуг мобильной связи. 2006-2009 гг.

Откуда тогда этот феноменальный рост? Я полагаю – Азия и Южная Америка. А в Европе и США рост уже выдыхается, и связано это – исключительно с развитием социальных сетей, которые сейчас де-факто становятся заменителями мобильных, а в более широком смысле – любых голосовых услуг. Мы видели сверху данные по фиксе и мобиле. А вот график роста числа пользователей социальных сетей. Картинка в принципе другая! Сумасшедший рост только по основным социальным сетям. А сколько тематических маленьких? А только Facebook уже имеет под миллиард пользователей!

Динамика числа пользователей крупнейших социальных сетей. 2003-2011 гг.

Динамика числа пользователей крупнейших социальных сетей. 2003-2011 гг.

Я понимаю, что показываю статистику по аккаунтам, а не по живым пользователям. Но даже если живых абонентов всего 35-40%, как говорят аналитики, то цифры, а особенно динамика все равно впечатляют.

Означает ли это, что потребность говорить отмирает? Что людям проще пообщаться «письменно», а не по телефону? Получается, что нет. Посмотрите на данные по MoU Skype. Этот показатель, в отличе от фиксы и мобилы растет, причем более быстрыми темпами, чем у мобильной связи.

Динамика MoU услуг Skype. 2006-2009 гг.

Динамика MoU услуг Skype. 2006-2009 гг.

Таким образом – социальные сети являются большой угрозой для core-бизнеа мобильных сетей. Сейчас эффекты влияния соцсетей на мобильный рынок только начинает проявляться. Мобильная связь уже по многим параметрам является «обслуживающей» по отоношению к социальным сетям. Через мобильную сеть (но не в сети) оставляют сообщения для Твиттера, через мобильную сеть с помощью SMS оплачивают покупки в Интернете, SMS используется для уведомлений о чем-либо, и для подтверждения регистрации в разных системах (например, В Контакте). Мобильный оператор по ряду бизнес-цепочек уже на обочине прогресса, и удаление от мира Интернета будет расти и расти.

В мире – 6,5 млрд. человек. И 5,9 млрд. мобильных телефонов. Скоро рост кончится. И крайне важно, чтобы мобильные операторы не просто потратили время на рассказы о том, как «фиксированный оператор перестроится и начнет работать по новому», а действительно нашли равноправное по отношению к социальным сетям положение на телекоммуникационном рынке.

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image