Некоторое время назад на семейном совете решили, что телевизор GoldStar (да-да, именно такой бренд), который я покупал еще в студенческие годы, нужно обновить. После продолжительного отбора решили купить Samsung UE40MU6470U — телевизор с 40-дюймовым экраном и поддержкой 4к. Телевизор — шикарный, но сейчас не о нем. Если будет интерес и время, я опишу почему мы решили выбрать именно его. Но в этой заметке я хотел бы поделиться впечатлениями о сервисах онлайн-кинотеатров, которых на рынке уже стало прилично много.
Итак, за последние три недели я более-менее полно погонял следующих подопытных: IVI.ru, MEGOGO, Start, YouTube. Вот что получилось.
1 место — MEGOGO
Известная пословица говорит, что встречают по одежке. Возможно, так и вышло. В этом онлайн-кинотеатре на видном месте есть отдельная библиотека 4k и HDR контента. Поскольку в свежекупленом телевизоре есть функция HDR, то этот контент пришелся очень кстати. Даже думаю, что именно наличие 4k и HDR вызвало симпатию, позволяющую мне поставить MEGOGO на первое место.
Также у MEGOGO неплохой контент в основной подписке, а сама подписка не стоит запредельных денег. Много детского контента. Приложение довольно «легкое» и удобно в использовании. Вообще юзабилити у MEGOGO на высоте. Подкупают простая навигация и поиск. Даже порадовало, насколько легко сделана механика объединения экранов на компьютере и телевизоре. На телевизоре показывается код, который вбивается в личный кабинет на сайте.
Из минусов, для себя, выделил следующие два:
Иногда при включении телевизора он повисает, если выключался на приложении MEGOGO. Такого никогда не было на YouTube и Start.
Контент 4k/HDR, похоже, не оригинальный, а, скорее всего, полученный искусственно. На некоторых фильмах неестественные цвета, а 4к-фильмы как будто увеличенны искусственно (т.н. upscale).
2 место — YouTube
Долго колебался, ставить ли YouTube на первое место или второе, но все же поставлю на второе. Во-первых, там больше музыкального контента, но такой контент часто бывает лучше фильмового. Фильм нужно смотреть, тратить время. А музыкальный — поставил на фоне, и он сильно тебя не отвлекает. Это огромная ценность. Но, поскольку мы сравниваем именно онлайн-кинотеатры, то YouTube тут первого места получить не может. Фильмов там мало, в основном старые советские. Хотя можно найти и более современные, например, от студии ЦентралПартнершип, которая, похоже, вместо создания своего онлайн-плеера просто имеет канал в YouTube.
Из преимуществ Youtube — это, во-первых, интеграция с голосовым поиском телевизора (у меня дочка, на удивление, предпочитает именно этот способ навигации). И во-вторых — наличие большого числа мультфильмов. В общем — для дочки (молодое поколение), YouTube похоже закрывает все потребности.
Мне голосовой поиск не очень подошел, поскольку он не понимает моего «советского» английского. Поэтому для навигации пользуюсь по старинке, пультом. При этом юзабилити YouTube на экране ТВ мне не очень нравится, навигация слишком запутана, и не всегда очевидно то или иное действие. Впрочем, это не так важно. У меня телевизор и компьютер объединены. Я могу все привычным образом искать на компьютере и просто нажимать кнопу «Воспроизвести на телевизоре».
3 место — Start
В целом, мне Start наверное, больше нравится, чем не не нравится. Но он, конечно, заточен под российские фильмы и сериалы, которые мне не очень интересны. Иностранный контент присутствует, и именно через Start я посмотрел, наконец, фильм, который очень давно хотел посмотреть — «Атомная блондинка». За это — большой, жирный «плюс».
Само приложение, на мой взгляд, не очень удобное. Разработчики, видимо, решили обойтись только только кнопками вверх-вниз, поэтому на экране нет традиционных функций выбора фильмов (за исключением поиска). Нет и управляющего меню, которое обычно выезжает с краю экрана. Все фильмы сведены в категории со странными названиями вида «Посмотреть вдвоем» или «Легкие комедии для семейного просмотра». В теории, это соответствует правилам юзабилити, которые декларируют «говори с клиентом на его языке». Но всем так угодить невозможно, и кого-то такой способ организации контента отпугнет. Например, меня.
Еще один недостаток — это выход без подтверждения. Поскольку у разных онлайн-кинотеатров разная навигация, которая меня путает, то действие на кнопку «Назад» не всегда предсказуемо. И если YouTube и MEGOGO перед выходом из приложения показывают диалоговое окно «Вы желаете выйти?», то Start просто выходит, и приходиться его запускать заново. А из всех онлайн-кинотеатров, которые я попробовал, он запускается дольше всех.
4 место — IVI.ru
Для меня IVI оказался самым невнятным онлайн-кинотеатром. Я его пробовал подключить еще 3 недели назад, но не смог. Первым моим шагом была регистрация на сайте, где, как обычно, я указал пароль, который сгенерировал генератор паролей (22 случайных символа). Был уверен, что в IVI реализован механизм связки телевизора и личного кабинета на сайте через экранный короткий код, как в YouTube или MEGOGO, но увы. Мне было предложено ввести мой безумный пароль пультом от телевизора. Я честно два раза попробовал, потом просто забил.
Конечно, мой кейс не массовый, в отличие от паролей «123567» на все случаи жизни, но тем не менее — я же свой кейс описываю?
Три дня назад друзья подсказали, что пароль и не нужен. Дескать, если меня устроит смотреть только фильмы с рекламой, то можно и без регистрации. Попробовал — получилось. Но если бы мне не подсказали за обеденным разговором, я бы о такой возможности и не знал. Минус в юзабилити.
Полазил по каталогу фильмов... ну вот ничего не нашел из того, что было бы интересно посмотреть (из бесплатного). Даже сегодня с утра еще зашел, думал, ну хоть что-то найти — увы. Так ничего и не запустил. Платные фильмы есть, но они также есть в MEGOGO и Start. А платить уже за третий кинотеатр было бы странно.
В итоге потыркался туда-сюда, и не нашел, зачем он (IVI) нужен.
Еще один большой минус — возврат в список фильмов. Листаю, например, я список вниз, и уже раз 10 нажал кнопку «вниз». Какой-то фильм заинтересовал, зашел в карточку, прочитал описание. Нажал «назад» и попадаю... в начало списка! А почему не в то место, до которого я уже докрутил список?
Общие впечатления
В целом, Вау-эффекта от онлайн-кинотеатров у меня не случилось. Несмотря на то, что каждый из онлайн-кинотеатров по своему удобен, когда их стоит на телевизоре несколько, то их совокупность начинает формировать отрицательный клиентский опыт.
Во-первых, различная навигация сбивает с толку при переходе от одного кинотеатра к другому. Очень хотелось бы единые принципы построения интерфейсов, и нахождение наиболее частых функций в одинаковом месте.
Во-вторых, в онлайн-кинотеатрах нет возможности посмотреть новинки. То есть действия, которые есть на любом сайте — посмотреть изменения с момента вашего последнего посещения, в онлайн-кинотеатрах нет. Могу, наверное, объяснить это тем, что права у правообладателей контента покупаются «пакетами» и не часто, но мне, как потребителю, до этого нет никакого дела. Вряд ли я буду пролистывать большой каталог фильмов еще раз и пытаться понять, есть ли что-то новое.
В-третьих, нет возможности посмотреть список контента сквозным образом по всем кинотеатрам. Сейчас, если я хочу посмотреть фильм, мне нужно зайти в каждое приложение, и как-то (поиском или пролистыванием каталога) искать контент. Не самое приятное времяпрепровождение.
В-четвертых, жутко раздражает долгое листание. Фильмов несколько тысяч, и либо нужно пролистать их все, чтобы составить впечатление об ассортименте, либо дойти до первого приемлимого и начать его смотреть. Почему нельзя делать какой-то вишлист? Например, кручу я фильмы вниз, и те фильмы, между которыми я выбор сделаю позже, как-то откладывать в корзину или вишлист, даже без захода в карточки фильмов.
Поэтому после примерно трех недель, у меня начинает формироваться другая привычка. Если хочу посмотреть что-то конкретное, то мне проще зайти на любой торрент, найти файл, выбрать качество, скачать на домашний NAS, и посмотреть оттуда. По юзабилити это однозначно удобнее, и есть только один недостаток — это невозможность смотреть выбранный фильм сразу. Необходимо ждать его закачки. Но это не фатальный недостаток.
Так что, онлайн-кинотеатры пока не стали тем «удобным инструментом», который стал бы для меня реально удобнее торрентов. Хотя, появление агрегатора контента, скорее всего, вполне могло бы отвратить меня от торрентов. В голове рисуется некий идеальный мир, когда все онлайн-кинотеатры переедут в YouTube (даже в платные разделы), и я смогу искать фильм, а не выбирать онлайн-кинотеатр для просмотра фильма. Сейчас на своем опыте я очень четко понял разницу между этими двумя процессами. И если это произойдет — я буду happy.
Меня могут спросить: онлайн-кинотеатры — это прежде всего контент, как у кинотеатров обстоит дело с качеством и богатством библиотеки фильмов? Я специально не затронул эту тему, поскольку когда писал эту заметку, то пытался вспомнить — какой конкретно фильм я посмотрел в каком онлайн-кинотеатре? И не смог вспомнить. Они все примерно похожи, у всех есть дублирующий контент. Пока листаешь списки — этот контент постоянно мелькает в глазах. Черт его знает, где и что я смотрел. Это тоже «плюс» в идею агрегатора: все-равно бренд онлайн-кинотеатра я не идентифицирую и не сопоставляю с качеством библиотеки контента. Так может не мучать меня дизайнерскими изысками, а дать возможность искать контент через агрегатора? В общем — даешь Яндекс.Маркет для фильмов!