А нужен ли Акадо Мегафону?
Вот никак не могу для себя понять, купит в результате Мегафон Акадо или нет? На днях появились новые статьи в СМИ, в которых опять обсуждается, что в «очередной последний раз» стороны рассмотрят вопрос цены и примут решение по M&A. По мнению ряда аналитиков, кадровая игра, которую затеял Мегафон, нужна, чтобы подтолкнуть Мегафон к покупке, хотя более распространена версия о том, что в условиях неопределенности Акадо приняло решение развивать активы. Дескать, собака лает, но караван стоять не может.
Мне кажется, в первом мнении больше правды. Причины отставки Дениса Лобанова не выдерживают никакой критики. Дескать, затяжка процесса M&A дезориентировала его. Менеджмент уже был готов «бабу с воза…» и получить хорошие бонусы и дивиденды, а тут бах – и работать продолжать надо. Вот и растерялись все профессиональные менеджеры. Причем растерялись настолько, что пришлось срочно их убирать. Не верю. Владимир Кореш – специалист по M&A и быстрому развитию компаний. Только сейчас… кого покупать-то? Крупных игроков не осталось. Мелкие компании в областных центрах неинтересны. А в районных – так из-за расстояний и платежеспособности в российской глубинке их развивать очень сложно. В планы региональной экспансии Акадо – тоже не верю. Единственное более-менее разумное объяснение, как мне кажется – это использование веса и авторитета Кореша для усиления давления на Мегафон. Ведь он работал в Петерстар, который является важным фиксированным активом в Мегафоне, считается «питерским». Вот его «питерское» прошлое, похоже и оказалось срочно востребованным в этих условиях.
Кстати, мне все больше кажется, что для Мегафона было ошибкой покупать NetByNet. Этот оператор охватывает всего четверть московских домохозяйств с ярко выраженной географической локализацией. Купить Акадо для Мегафона – это означает получить второго, технологически отличного оператора. Преимущества только в охвате, но куча минусов: необходимость поддерживать социальное ТВ, другая технология (DOCSIS vs. FTTB), полное пересечение охвата домов, борьба за функции и место в объединенной компании между менеджментом Акадо и NetByNet. Если не покупать Акадо, то необходимо строить и развивать сеть NetByNet. Но это отложенный кэш, долгие сроки стройки, проблемы «входа» в дома. Но по цифрам получается все здорово. Если направить «отложенные» на покупку Акадо 950 млн. долл. США на монтаж шкафов ШПД, то при цене шкафа в 5000 долл. США на подъезд и переиспользовании оптики Мегафона, такие инвестиции позволят со временем охватить 190 000 подъездов (хотя по всей Москве их – 120-140 тыс.). Если пойти обратной логикой, то для охвата всей Москвы Мегафону надо 5000 долл. * 105000 подъездов, или 525 млн. долл. США. При этом получится технологически единая сеть, что очень важно при продаже и рекламе услуг.
Вот и получается, что покупка Мегафоном Акадо решит проблему охвата всей территории Москвы, но сама компания Акадо, как таковая, не очень-то и нужна. Поэтому, похоже, и идут вялотекущие переговоры уже более года. Возможно, сейчас доминирует следующая логика: если Мегафон сможет отжать Акадо по цене (а обсуждается уже не 1,6 млрд. долл. США, а 0,95 млрд.) – то купят, а если нет – то эти деньги направят в развитие NetByNet. Причем время играет на Мегафон. Другим федеральным игрокам Акадо уже не нужен: у МТС есть Стрим, Билайна – Корбина, а у Ростелекома Онлайм и QWERTY.