4 мая 2011 в 6:59

Что ждет российский телеком в будущем?

На досуге удалось в спокойной обстановке пообщаться с хорошим знакомым, работающим в крупной телекоммуникационной компании (где работал и я до недавнего времени). Говорили о разном, обменялись текущими новостями. Обсудив традиционное «кто виноват?», разговор плавно перешел к животрепещущему «что делать?». В ходе обсуждения пришли к следующим мыслям.

Прогноз будущего

 

Сезон M&A подходит к концу. Свободными осталось не так много операторов, поглощение которых будет интересно крупным игрокам. Навскидку, это ЭР-Телеком, NetByNet, Вэб Плас (который, недавно уже купили) и несколько менее интересных. В Подмосковье есть несколько операторов с базами 10-20 тыс. абонентов, которые могут быть объектами M&A.

Поэтому основное направление развития операторов в ближайшие два-три года — переваривание интегрированного, борьба за власть, за должности, полномочия и пр. Сейчас это уже затихает в Билайне и ТрансТелеКоме, но начинается в МТС и Ростелекоме. Мегафону уготовано последним испытать все прелести интеграции. smile Не сейчас, но дойдет очередь и до него.

Чем характеризуется этот период? Тем, что вместо работы на благо акционеров все увлеченно занимаются внутренними конфликтами, договоренностями, переделом функционала и пр. Это неминуемо сказывается на качестве услуг, причем в первую очередь — на качестве услуг корпоративных клиентов, чувствительных к четкости процессов. Но в рамках интеграции неминуемо какие-то функции теряются, а связи разрушаются. И корпоративные клиенты начинают искать альтернативные услуги. Но куда податься на олигопольном рынке?

А здесь мы уже видим зачатки интересных событий. На рынке сейчас возникают маленькие компании, которые «подхватывают» таких клиентов, и даже успешно договариваются на эксклюзив с бизнес-центрами и застройщиками. Формируется новая волна стартапов в области телекома. Организуют такие новые компании профессионалы, вчерашние топ-менеджеры, которым не нашлось места в интегрированных компаниях, специалисты, которых выставляли из укрупненных компаний. Они знают рынок, забирают клиентскую базу, умеют продавать и управлять коллективами. Как правило имеют средства, честно или не очень заработанные на предыдущих местах работы.

Что-то аналогичное происходит и в розничном сегменте, правда в регионах. Процессы интеграции делают ненужными генеральных директоров региональных компаний — как правило, бывших владельцев. Но кто мешает им создать новую районную сеть, используя старые административные связи? Вот и создают, зачастую бросая оптику рядом с существующей, принадлежащей новым владельцам. А поскольку крупные игроки возбуждают к себе классовую ненависть со стороны мирового пролетариата, smile перетянуть к себе значительную долю абонентов несложно.

Все это к чему? В последние несколько лет в отрасли наблюдается нарастание напряженности, связанное с тем, что люди, чувствующие угрозу своему положению, не знают, куда можно будет уйти в случае увольнения. Кажется, что кроме крупных операторов никого уже не будет, а процессы оптимизации численности рабочих мест сделают невостребованными десятки тысяч связистов.

Но появление неповоротливых монстров привело к появлению небольших операторов, не скованных планами оптимизации, и управляемыми владельцами в свое удовольствие, без ограничений, накладываемых акционерами. И этот пласт, на мой взгляд, приведет в течение 1-2 лет к появлению новых рабочих мест, причем числом превышающим то, что было 2-3 года назад. А это для всех хорошо!

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image