26 июня 2011 в 7:11

Планета бурь

Недавно нашел в шкафу старую книгу фантаста Александра Казанцева. В детстве обожал книги этого автора. Начинал с книги «Пылающий остров», которая открыла для меня жанр фантастики. Кстати, современные уфологи с их картинками в подметке не годятся этому крестному отцу советской уфологии. Версии о посещении земли пришельцами с фотоматериалами он выпускал огромными тиражами в рамках своих «Северных рассказов». Один из рассказов, которым я буквально зачитывался — «Планета бурь». Он был экранизирован в 1961 году, и недавно мне удалось пересмотреть его второй раз в жизни. Первый раз я смотрел его, когда мне не было еще 12.

Кадр из фильма Планета бурь 1961 года

 

Сначала коротко о сюжете. В целях научного исследования планеты Венера к ней направлена совместная советско-американская экспедиция на трех космических кораблях. На американском корабле летит профессор Керн со своим изобретением — роботом «Железным Джоном». У робота есть пунктик — он принимает только вежливые команды, замолкая в противном случае. «Хэллоу, Джон, не могли бы Вы сделать...» — самая частая фраза американца. smile

По мере подлета кораблей, в один из них попадает астероид, и корабль гибнет. Экспедиция должна возвращаться (таков приказ Земли), но Железный Джон рассчитывает разные варианты, которые позволяют продолжить экспедицию. Один корабль остается на орбите, второй садится на планету. С первого корабля на планере опускается профессор Керн, робот и еще один американский космонавт. В буре планер отнесло от места посадки, и связь была утеряна. Однако команда второго, советского корабля, принимает решение об их поиске, мотивируя его долгом любого человека помочь своему товарищу.

На вездеходе космонавты отправляются на поиски. В конце концов им удается найти американцев. Они в последний момент снимают двух космонавтов с робота, который переносил их через поток лавы, но не выдержал высокой температуры и сломался. Все космонавты взлетают на ракете, и направляются с оставшимся на орбите кораблем к Земле.

Плакат фильма: Планета бурь (1961)

 

В фильме есть две сюжетные линии: научная и идеологическая, как мне показалось.

Кадр из фильма Планета бурь 1961 года

 

Научная линия представляет планету Венера как молодую Землю. Вулканическая активность, доисторические ящеры, моря. Командир говорит: «Марс — умирающая и высохшая планета. На нем мы видим будущее Земли. А Венера — это прошлое. Мы видим, какой была Земля миллионы лет назад, когда по ней ходили динозавры».

Кадр из фильма Планета бурь 1961 года

 

Причем в форме диалога старого опытного командира и самого молодого космонавта — Алеши, автор рассуждает об истории возникновения человечества. Наблюдая различные упорядоченные структуры, Алеша делает предположение, что когда Марс умирал, его обитатели расселились по Земле и Венере, но условия на Земле позволили человеку выжить.

Его товарищи не соглашаются, и снисходительно относятся к его версии, хотя он приводит аргументы, которые можно прочитать в «Северных рассказах» Казанцева. Однако в последний момент, когда корабль уже готов к взлету, у Алеши из сумки вываливается камень, который он нашел на дне моря, и раскалывается. Камень оказывается скульптурой женского лица с нетипичными для Земли чертами.

Кадр из фильма Планета бурь 1961 года

 

После взлета, к месту стоянки ракеты выходит женщина в белом одеянии. Мы не видим ее лицо, только отражение фигуры в воде, но она поднимает руки и протяжно поет.

Кадр из фильма Планета бурь 1961 года

 

К сожалению, в фильме отсутствует просто потрясающая глава из книги. Когда профессор Керн и Аллан Вуд снимают шлемы скафандров и заражаются  местной лихорадкой, профессор Керн видит в бреду будущее племя венериан, которые охотятся на ящеров, и слушают рассказы Старейшин о колесницах, летающих по небу. И когда охотники принимают решение убить Старейшин, на которых приходиться тратить добычу, один из них говорит: «Хэллоу, уважаемый Джон, сделайте что-нибудь!».

У пещеры было много переходов, они привели в конце концов к полутемному гроту, из которого был второй выход в лес.

— Кто тут тревожит старейшин? — спросил дребезжащий старческий голос.

— Это я, Хам. И мой брат со мной. Мы принесли мясо, — нерешительно сказал охотник.

— Мясо отдай сидящим у Вечного Костра племени. Что тебе нужно здесь?

— Мне нужна звонкая шкура Чуда. Мы сделаем из нее топоры и ножи для всего племени.

— Вы слышите, Вуд, что говорит ваш отпрыск? Стоило для них хранить аккумуляторы электронного мозга!.. — закричал старик другому.

Второй из старейшин застонал в углу.

— Я не понимаю, что ты говоришь, старый, которого звали Ударом, — сказал Хам, наступая. — Мне нужна звонкая шкура Чуда. В прошлый раз ты отдал нам его руку, теперь мне нужна вся шкура.

— Удались, пещерный! — закричал старейшина.

Это очень важный момент книги, который показывает, как может образоваться новая линия человечества на планете, сформироваться легенды о богах и огненных колесницах. Очень жаль, что это не вошло в фильм, потому что в книге этот фрагмент настолько убедителен, что веришь ему безоговорочно.

Вторая линия — идеологическая. С одной стороны баррикад — команда советских космонавтов, за которыми стоит огромная и мощная страна. Это советские люди, которые рассуждают, спорят, мечтают, строят планы на будущее. Они верят, что несмотря на мизерность шансов, надо предпринять все, чтобы спасти своего товарища.

Кадр из фильма Планета бурь 1961 года

 

С другой стороны — американцы. Чудаковатый профессор, который сам сконструировал робота, но был не понят на родине, где всех обуяла жажда наживы. После аварийной посадки на планере просит робота рассчитать их шансы на спасение. Робот говорит о ничтожном шансе того, что советские космонавты придут им на помощь. Они обсуждают эту ситуацию со своих, американских позиций.

— Вы хотите сказать, что русские не будут искать нас?

— Не будьте бэби в очках, с национальной премией в кармане, — усмехнулся Керн.

— Русские заправятся топливом у вашей безутешной вдовы Мэри, доставят на звездолет, а потом и на Землю сенсационные экспонаты и получат все причитающиеся вам премии.

— Во-первых, я еще не женат...

— Боюсь, вы так и останетесь холостяком.

— Во-вторых, как же мы?

— Нас стали бы искать, если бы на «Знании» были не люди, а роботы... И лишь в том случае, если бы у этих роботов было выключено «самосохранение». Кто разумный решится идти на погибель, пробиваясь пятьдесят миль через эти чертовы джунгли, болота, морской пролив? И только для того, чтобы убедиться, что мы уже задохнулись без кислорода.

Кадр из фильма Планета бурь 1961 года

 

Но они недооценивают коммунистические идеалы, готовность к самопожертвованию и принятию самостоятельных решений. Мораль этой линии — что только человек, думающий, рискующий, готовый к самопожертвованию, может осваивать другие планеты, в то время как роботы всего лишь механически отработают программу.

Обе линии проведены в книге и фильме с необычайным искусством для такого «бульварного» жанра, как фантастика. Но ведь не зря, советская научная фантастика считалась (а я уверен, что и остается) лучшей в мире?

А вот теперь самое необычное и интересное. В США в конце 60-х было выпущено два фильма. Вот их обложки.

Обложка диска: Путешествие на доисторическую планету

Обложка диска: Путешествие на планету доисторических женщин

 

Первый фильм — «Путешествие на доисторическую планету». Вышел в прокат США в 1965 году. Второй — фильм 1968-го года «Путешествие на планету доисторических женщин».

В общем, оба фильма — наглая и несанкционированная компиляция «Планеты бурь». Как не невероятно сегодня звучит, но качество фильма для того времени было настолько высоким, что в США отдельные нечистоплотные дельцы решили взять его за основу своих фильмов. Поскольку с СССР шла холодная война, фильм был передублирован, а фамилии актеров и титры изменены. Так, в первом фильме Георгий Жженов выступал в титрах под фамилией Курт Боден, а во втором — Мюррей Герард. Ну, были мелочи некоторые. Например, на некоторых ракетах в кадрах мелькало СССР. Но мы ведь понимаем, что в будущем Советам места нет, а значит — это трофейные советские ракеты. smile

Аннотация на iMDB.com к первому фильму — просто эталонное описание любого фильма в жанре «Sci-Fi», то есть американской научной фантастики (перевод — мой).

В 2020 году, после колонизации Луны, космические корабли Сириус, Вега и Капелла стартовали с лунной станции 7. Они должны исследовать Венеру под командованием профессора Хартмана, но случайный астероид уничтожает Капеллу. Лидером становится Вега, которая остается на орбите Венеры. С нее высаживаются астронавты Керн и Шерман с роботом Джоном, но на поверхности они теряют связь с доктором Маршей Эванс, которая осталась на Веге. Сириус приземлился на поверхности Венеры, и командор Бернард Локхарт, астронавты Андре Ферню и Ханс Вальтер подвергаются атаке доисторических животных. Используя вездеход для поисков Керна и Шермана, ученые собирают образцы местной жизни. В тоже время Джон помогает им спастись с враждебной планеты.

Если первый фильм еще куда ни шел, то второй — скорее не фантастика, а комедия. На Венере живет племя амазонок, которые начинают преследовать космонавтов, а когда те улетают — делают своим божеством «Железного Джона».

Не хочу детально описывать этот бред, просто приведу кадры из фильма.

Кадры из фильма: Путешествие на планету доисторических женщин

 

Возвращаясь к оригинальному фильму — мне он нравится. Да, в нем есть пафос. Но он не такой гротескный, как в «Дне независимости». В нем есть ненаучные моменты, вроде нахождения на Венере без скафандра. Ни и ладно. В «Аэлите» Толстого чекисты вообще в кожанках и маузерами в кобуре на Марсе революцию делали. Зато в этом фильме есть душа. После него действительно хотелось быть космонавтом, делать открытия во славу отечества, осваивать «пыльные дороги далеких планет». На мой взгляд, посмотреть этот фильм полезнее, чем десяток современных компьютерных голливудских пустышек.

Книги Александра Казанцева: Гости из Космоса и Пылающий остров

 

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Один комментарий

  • Андрей
    25 января 2012 в 20:01

    В детстве смотрел фильм несколько раз и всегда были слезы, когда болшеный робот плавится в вулканической лаве. Идеологию не понимал тогда, была интересна космическая техника, робот и вездеход, непонятно как передвигавшийся на воздушной подушке. По тем временам фильм очень хорош.

    Ответить

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image