Юрий Кара — Мастер и Маргарита
Роман
Сейчас не хватает времени, чтобы следить за всеми киноновинками, поэтому был очень, увидев рекламу фильма
В кинотеатре чувствовал себя несколько необычно. Очень необычным казалось то, что смотрю в кинотеатре фильм, снятый в 1994 году (уже привык, что кинотеатры крутят только новинки, сделанные по последнему слову кинематографической науки). Необычность чувствуется по характеру съемки — фильм уже вышел из советского кинематографа, но еще не достиг уровня современных блокбастерных штамповок. Также непривычно, что сидишь в кинотеатре и смотришь фильм, в котором многих актеров уже с нами нет.
Наиболее ярко, как мне показалось, сыграли всего два актера — Сергей Гармаш и Михаил Ульянов.
Сергей Гармаш просто изумительно сыграл Ивана Бездомного. Глядя на его игру, сцены на Патриарших, в психиатрической лечебнице, очень хорошо понимаешь смысл выражения «Со всей пролетарской ненавистью заявляю...». Не хотелось бы с таким встретиться на улице. Сцена, когда он пытался в кальсонах пройти в Спасские ворота Кремля мимо двух сотрудников НКВД, крича: «Пустите — здесь засела нечистая сила» была просто шикарна, хотя и была данью времени, а не следованием роману.
Михаил Ульянов — артист с большой буквы. Понтий Пилат в его исполнении, на мой взгляд, полностью передает характер Пилата из романа. Уставший человек, который хотел бы отдохнуть и не принимать решения, идущие в разрез с его совестью. Тяжелый взгляд, медленная, уверенная речь римского наместника — все было здорово.
Еще неплохо сыграл Валентин Гафт (Воланд). Но у него за плечами шикарный опыт игры разных злодеев — от Сатанеева в «Чародеях» до председателя кооператива в «Гараже». Все сыграно четко, уверенно, вопросов нет.
С остальными ролями не так все хорошо.
Мастер — практически эпизодическая роль. По типажу, наверное, Раков подходит. Но его на экране было мало, а роль почти не требует эмоций. Он должен вести себя как человек, уже полгода сидящий на сильных успокоительных. Так он себя по фильму и ведет.
Маргарита в постановке Кара — значительно уступает Маргарите в постановке Бортко. В принципе, Вертинская хорошая актриса, но не для этой роли. Постоянные придыхания, шепот, тряска телом, изображающая удивление — неубедительны. Пожалуй, самая классная сцена с ней — пролет по Москве на метле.
Иешуа — вообще роль для артистов неблагодарная. Необходимость выдерживать канонический образ как внешне, так и по характеру приводит к однотипности героев. Если взять фотографии Иешуа в исполнении Безрукова и Иешуа в исполнении Бурляева, вряд ли с ходу их отличишь друг от друга.
Свита Воланда — не понравилась. Тот же Алксандр Филиппенко, который в постановке Бортко меньше кривлялся, был более убедителен, чем в постановке Кара.
По сюжету — впечатление двойственное. Если не брать финал фильма (об этом отдельно), то в целом понравилось. Очень хорошо снята сцена на Патриарших прудах. Красиво снят общий план — только вот здания подкачали, явно не из 30-х годов.
Но дальше — хуже. Чем дальше, тем больше сцены получались все более сжатыми и скомканными. И больше всего не понравился сжатый до предела финал. С момента, как Левий Матвей просит Воланда взять Мастера и Маргариту в покой до титров прошло минуты две от силы.
Я постоянно сравнивал фильм Кара с постановкой Бортко. И склонялся к мнению, что финал в постановке Бортко эмоционально сильнее на порядок. Сцена на «лунной» поверхности, когда Воланд, Мастер и Маргарита стоят за спиной у Пилата и обсуждают его, а также сцена прохода Мастера и Маргариты к дому в лесу (ниже как раз приведены кадры финала из постановки Бортко) — бесподобны. Туман, дорога, небольшой каменный мост, шепот Маргариты: «слушай эту тишину... слушай этот покой...» — завораживает, и реально вводит в состоянии покоя и нирваны. Постановке Кара это ощущение вызвать, по крайней мере у меня, не удалось... Из кинотеатра я уходил с чувством чего-то недосказанного... А может, и просто недоделанного.
Материалы по теме:
- Концерт Pink Floyd в Москве
- Обзор Apple iBooks - великолепной читалки книг для iPhone
- Юрий Кара - Мастер и Маргарита