Юрий Кара — Мастер и Маргарита
- Просмотров: 1521
- Подписаться на комментарии по RSS
Роман является одним из моих любимых. Поэтому я всегда с большим интересом смотрю его экранизации. Мне любопытно, насколько на экране можно передать ту атмосферу, которая есть в романе — обыденности и мистицизма, предначертанности событий и веры в управление ими человеком, сопричастности и рутинности. Вспомните, как Булгаков передает чувства Ивана Николаевича, который каждое полнолуние вынужден вспоминать бал, но продолжать жить обычной, но уже невыносимой жизнью.
Сейчас не хватает времени, чтобы следить за всеми киноновинками, поэтому был очень, увидев рекламу фильма Юрия Кара. Я знал, что он был снят в 1994 году, и очень хотел посмотреть его тогда. Страшно расстроился, когда он лег на полку. И сильно обрадовался сейчас, когда вновь появилась возможность его посмотреть.
В кинотеатре чувствовал себя несколько необычно. Очень необычным казалось то, что смотрю в кинотеатре фильм, снятый в 1994 году (уже привык, что кинотеатры крутят только новинки, сделанные по последнему слову кинематографической науки). Необычность чувствуется по характеру съемки — фильм уже вышел из советского кинематографа, но еще не достиг уровня современных блокбастерных штамповок. Также непривычно, что сидишь в кинотеатре и смотришь фильм, в котором многих актеров уже с нами нет.
Наиболее ярко, как мне показалось, сыграли всего два актера — Сергей Гармаш и Михаил Ульянов.
Сергей Гармаш просто изумительно сыграл Ивана Бездомного. Глядя на его игру, сцены на Патриарших, в психиатрической лечебнице, очень хорошо понимаешь смысл выражения «Со всей пролетарской ненавистью заявляю...». Не хотелось бы с таким встретиться на улице. Сцена, когда он пытался в кальсонах пройти в Спасские ворота Кремля мимо двух сотрудников НКВД, крича: «Пустите — здесь засела нечистая сила» была просто шикарна, хотя и была данью времени, а не следованием роману.
Михаил Ульянов — артист с большой буквы. Понтий Пилат в его исполнении, на мой взгляд, полностью передает характер Пилата из романа. Уставший человек, который хотел бы отдохнуть и не принимать решения, идущие в разрез с его совестью. Тяжелый взгляд, медленная, уверенная речь римского наместника — все было здорово.
Еще неплохо сыграл Валентин Гафт (Воланд). Но у него за плечами шикарный опыт игры разных злодеев — от Сатанеева в «Чародеях» до председателя кооператива в «Гараже».
Все сыграно четко, уверенно, вопросов нет.
С остальными ролями не так все хорошо.
Мастер — практически эпизодическая роль. По типажу, наверное, Раков подходит. Но его на экране было мало, а роль почти не требует эмоций. Он должен вести себя как человек, уже полгода сидящий на сильных успокоительных. Так он себя по фильму и ведет.
Маргарита в постановке Кара — значительно уступает Маргарите в постановке Бортко. В принципе, Вертинская хорошая актриса, но не для этой роли. Постоянные придыхания, шепот, тряска телом, изображающая удивление — неубедительны. Пожалуй, самая классная сцена с ней — пролет по Москве на метле.
Иешуа — вообще роль для артистов неблагодарная. Необходимость выдерживать канонический образ как внешне, так и по характеру приводит к однотипности героев. Если взять фотографии Иешуа в исполнении Безрукова и Иешуа в исполнении Бурляева, вряд ли с ходу их отличишь друг от друга.
Свита Воланда — не понравилась. Тот же Алксандр Филиппенко, который в постановке Бортко меньше кривлялся, был более убедителен, чем в постановке Кара.
По сюжету — впечатление двойственное. Если не брать финал фильма (об этом отдельно), то в целом понравилось. Очень хорошо снята сцена на Патриарших прудах. Красиво снят общий план — только вот здания подкачали, явно не из 30-х годов.
Но дальше — хуже. Чем дальше, тем больше сцены получались все более сжатыми и скомканными. И больше всего не понравился сжатый до предела финал. С момента, как Левий Матвей просит Воланда взять Мастера и Маргариту в покой до титров прошло минуты две от силы.
Я постоянно сравнивал фильм Кара с постановкой Бортко. И склонялся к мнению, что финал в постановке Бортко эмоционально сильнее на порядок. Сцена на «лунной» поверхности, когда Воланд, Мастер и Маргарита стоят за спиной у Пилата и обсуждают его, а также сцена прохода Мастера и Маргариты к дому в лесу (ниже как раз приведены кадры финала из постановки Бортко) — бесподобны. Туман, дорога, небольшой каменный мост, шепот Маргариты: «слушай эту тишину... слушай этот покой...» — завораживает, и реально вводит в состоянии покоя и нирваны. Постановке Кара это ощущение вызвать, по крайней мере у меня, не удалось... Из кинотеатра я уходил с чувством чего-то недосказанного... А может, и просто недоделанного.
Материалы по теме:
- Концерт Pink Floyd в Москве
- Обзор Apple iBooks - великолепной читалки книг для iPhone
- Юрий Кара - Мастер и Маргарита









