Поехали на выходных погулять по ВДНХ. Мне хотелось поснимать ракету Р-7, которая стоит перед павильоном «Космос». После варварского уничтожения ТУ-154, и слухов об аналогичной участи Р-7, хотел в деталях заснять этот уникальный памятник. Ракета оказалась в порядке, зато из Як-42 сделали какое-то пугало огородное. Стало грустно. Погода тоже подкачала, было пасмурно и ветрено. Плюс, фотографируя ракету, понял, что ошибся с объективом. Взял длиннофокусный 70-200 мм, а надо было брать дежурный 24-105 мм. И еще задумался о Fish eye, которого не хватает для съемки панорам.
Несмотря на выходной, и довольно большое количество народа, веселья не наблюдалось. Все-таки погода преподнесла сюрприз, и было очень интересно наблюдать за людьми, которые явно рассчитывали на более теплый день. Женщина сидела на скамейке и сжимала-разжимала пальцы. Девушки были одеты в легкомысленные, почти летние, юбки, и перемещались по территории быстрой походкой. Несколько тинэйджеров буквально дрожали, стоя на лестнице главного павильона «Дружба народов».
Дошли до ракеты. Повезло — пока стоит, блестит свежепокрашенными боками (в том году был проведен косметический ремонт). На корпусе гордая надпись — Восток. В школе нам рассказывали, что именно эта ракета вывела в космос корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту.
Уже много позже я узнал, что ракеты сгорают в атмосфере и падают в казахские степи грудой обломков. поэтому на ВДНХ просто не может быть ракеты, которая вообще была бы в космосе. Но от этого история не перестает быть историей. Это именно ракета Р-7, межконтинентальная ракета для доставки в США ядерного оружия. И если бы не космическая гонка, не задание быть первыми в космосе, может, и не пришлось бы ракетам этого типа выводить в космос человека, а не урановую боеголовку.
Та ракета Р-7, которая стоит на ВДНХ, строго говоря, не является летным образцом. Ее готовили специально для выставок, и в ней вряд ли были узлы, составляющие Государственную тайну СССР. Но место под нее на ВДНХ появилось задолго до начала производства ракет вообще. Так получилось, что она заменила памятник Сталину, который возвышался в этом месте до исторического 20-го съезда КПСС.
Но давайте по порядку. ВДНХ была организована в 1939 году, как водится, по просьбе трудящихся, чтобы обмениваться передовым социалистическим опытом между братскими советскими республиками. И на самом козырном месте, после того, как гости выставки проходили почти всю ее целиком, могли наблюдать исполинскую статую И.В.Сталина. За ней размещалась арка павильона «Механизация и электрификация СССР» — важнейших направлений развития СССР.
Что интересно, памятник был демонтирован в 1952 году, еще при жизни Сталина. Почему это произошло? То ли из-за письма архитектура Меркулова, где он писал, что сделанный из бетона памятник разрушается, и остановить это разрушение невозможно. То ли из-за версии Юрий Жукова в книге "Сталин: тайны власти", где он пишет, что в последние 2 года своей жизни Сталин был отстранен от власти? Сегодня, наверное, сказать уже сложно.
С 1954 по 1963 годы в павильоне демонстрировалась экспозиция гражданского машиностроения. В 1954 году арка была доработана, появилась арка с куполом, украшенная двумя скульптурами — трактористки и механизатора, которые в будущем будут очень странно смотреться с темой космонавтики.
С 1963 года было решено перепрофилировать этот павильон для экспозиции самого значимого достижения Советского Союза — космонавтики. Павильон был переименован в «Космос». В самом павильоне размещались макеты спутников — «Луна», «Марс», «Венера», макет первого в мире искусственного спутника Земли. Посещение павильона было обязательным в программе московских школьников.
Но главным экспонатом стала ракета Р-7. Появилась она не сразу. Полноразмерный макет был изготовлен, как я уже писал выше, для показа на парижском авиасалоне в Ле-Бурже в 1967 году. Вот фотография, на которой запечатлен момент установки ракеты на транспортер во Франции.
Ракета вызвала большой интерес. Вокруг нее буквально кружились толпы гостей выставки.
после возвращения ракеты с выставки, было принято решение установить ее на ВДНХ, возле павильона «Космос». В 1969 году она встала на свое место. Вот фотография ВДНХ 1979 года с установленной ракетой, и ракета в горизонтальном положении (неизвестно, только, когда).
В таком виде ракета сохранилась до 2010 года.
Далее уже наша действительность. После уничтожения ТУ-154, пошли слухи о скором демонтаже ракеты. Руководство ВВЦ опровергало это, но было даже образована инициативная группа по защите ракеты. Вот плакат этой группы.
Чтобы развеять слухи и снять напряженность, администрация ВДНХ начала ремонт ракеты. Ракета была заново выкрашена, обновлены надписи СССР и «Восток». Платформа-транспортер была полностью перекрашена в кирпичный цвет. Ракета обрела вторую жизнь. Очень хочется верить, что надолго.
А павильон «Космос» сегодня смотрится вот так. Для сравнения — снимок 30-и летней давности.
13 сентября 2008 года на ВВЦ был варварски, на глазах огромного скопления людей, был уничтожен ТУ-154. Это вызвало огромный общественный и культурный резонанс, благодаря которому удалось спасти второй самолет, который наверняка ждала та же участь — ЯК-42. Эта модель самолета прочно заняла свое место в гражданской авиации СССР и России, придя на смену морально устаревшему ТУ-134
ЯК-42, установленный на ВДНХ имеет серийный номер 01-02, то есть является вторым самолетом в серии. Был собран в Саратове, в 1978 году. Учитывая дату сборки, его скорее всего спешно готовили на авиасалон в Ле-Бурже, который прошел в июне 1979.
Туда он прилетел по маршруту Жуковский — Варшава — Ле Бурже с выставочным номером №349. Вот его фотография на авиасалоне. Это именно тот самолет, который сегодня стоит на ВДНХ.
По некоторым данным, первый борт разбился подо Львовом, во время перелета в Ле-Бурже, и яковлевцы срочно подготовили второй борт. Учитывая, что самолет являлся вторым в серии, ему не пришлось возить пассажиров, в сентябре 1981 г. он был установлен на ВДНХ как памятник в составе павильонного комплекса «Авиация и космонавтика».
Хотя общественности и удалось отстоять самолет от уничтожения, находится он не в очень хорошем состоянии. Помяты кромки крыла, на правом крыле нет габаритного фонаря, местами есть сквозная коррозия. Это только то, что мне удалось заметить, пока я фотографировал его.
Но больше всего расстроило, что самолет, имеющий четкую графическую раскраску самолета гражданской авиации СССР, превратили в какую-то новогоднюю елку, разукрасив батальными сценами перед праздником 9 мая. Какая-то пехота с автоматами Калашникова и современными штык-ножами, танк поддержки, в котором я смог идентифицировать только немецкую «Пантеру», обилие георгиевских лент. Почему-то представился какой-нибудь правительственный членовоз, раскрашенный под хохлому. Как ему должно быть стыдно? А главное — какое отношение имеет гражданский самолет 80-х годов к военной тематике и победе над фашизмом?
Ниже я сделал сводную фотографию, чтобы показать, как выглядел этот памятник авиации еще совсем недавно, и как он не будет выглядеть, скорее всего, уже никогда. Я не жду, что ему вернут прошлую раскраску. В лучшем случае — перекрасят под российские авиалинии. Зря студия sabotage.ru оставила ссылку на себя на хвосте самолета. Добрым словом вряд ли их помянут. Самолет — цел, но памятник — уничтожен.
Что еще было интересного? Фонтаны еще не включили, хотя мне казалось, что они начинают работать как раз в апреле. Поэтому снять Останкино с радугой в водной пыли — не получилось. Но еще наверстаю.
Зашли по дороге в павильон «Белоруссия». Купили там несколько шоколадок. Одна оказалась очень интересной, и очень вкусной — с рябиновой начинкой.
Очень необычный вкус сильно кислой начинки и сладкого шоколада. Перед выходом сделали еще пару снимков. Один даже понравился. Удалось снять его так, чтобы была не видна вся базарно-рыночная атрибутика сегодняшнего ВДНХ.
Уже вечерело, и стало совсем прохладно. Надо идти к машине в один из боковых выходов с ВВЦ. Только нахохлившиеся и замерзшие дрозды провожали нас.