Оказывается, в СССР активно экспериментировали, и даже внедряли в коммерческую эксплуатацию различные технологии телевидения, которые в США появились только спустя десятки лет. С удивлением для себя узнал, что в 1941 году в Москве открылся первый стереокинотеатр, а в советское время на ВДНХ — круговой кинотеатр. Причем писали об этом, как об обычном, ординарном событии. Вот например, выдержка из журнала «Огонек» за 1945 год, где довольно буднично сообщается о съемке стереофильма «Робинзон Крузо».
Стереотелевидение было внедрено в СССР в 1941 году, когда в Москве открылся стереокинотеатр «Москва». Потом такие стереокинотеатры были открыты в крупных городах страны (Ленинград, Киев, Астрахань, Одесса, Алма-Аты). Они просуществовали до 80-х годов. А последний стереофильм был снят уже в России, в 1994 году — «Рысь идет по следу».
Первый стереокинотеатр был растровым, основанном на эффекте дифракции. Перед экраном натягивались десятки тысяч проволочек. Проходя сквозь них, свет образовывал трехмерные картины. Смотреть их можно было без очков, но требовалось найти оптимальную точку, с которой плоское изображение становилось объемным.
Поэтому внутри кинотеатр представлял собой несколько нестандартное помещение, где люди сидели в узком вытянутом пространстве (на фотографии — зал кинотеатра «Стереокино», открытого в Москве в 1947 году).
Чуть позже появилось анаглифное стереокино. Оно было реализовано следующим образом. Кадр формировался с двух сторон пленки. При этом с одной стороны, пленка фиксировала красный цвет, а с другой — зелено-синий. Если посмотреть на такую пленку через красно-синие очки, то изображение сольется в объемное монохромное. Вот пример кадра анаглифного кино (адаптированный «Робинзон Крузо»).
Такое кино позволило избавиться от ограничений растрового стереокино. Его можно было смотреть с любого ракурса. Ограничение этого метода было — сложности со съемкой цветного кино. Однако позже и эта проблема была устранена.
В стереоформате было снято свыше 20 фильмов. Среди них даже такой известный, как «На златом крыльце сидели...». Вообще, стереокино в СССР уделялось большое внимание, Выходили книги в популярных сериях, доступные любому гражданину. Вот пример одной из них.
Закончу про стереокино следующим фрагментом из Википедии.
В начале 70-х годов в Москву приезжали канадцы Колин Лоу и Эрнст МакНабб, позднее создавшие систему IMAX-3D. Во время своего визита они ознакомились с работами НИКФИ и совместно со специалистами института сняли небольшой ролик в системе «СТЕРЕО 70».
...
Другое интересное направление, которое можно еще увидеть в Москве — это круговое кино. Я в прошлом году смотрел на ВДНХ пару фильмов в павильоне "Круговая кинопанорама" (открыт в 1959 году). Фильмы мне очень понравились, и я хотел бы еще посетить этот кинотеатр.
Представьте, что вы покупаете билет за 60 рублей. Выбираете один из пяти сеансов, и входите в круглый зал. В зале несколько скамеек, но никто не мешает свободно стоять и ходить. На высоте 2 метров по кругу находится 11 вертикальных экранов, между ними — окно для кинокамеры. Гаснет свет, и включается кино.
Представьте, что по Волге плывет катер. Вы смотрите вперед, и видите впереди величественную реку. Поворачиваете голову вправо-влево, видите, как проносится мимо деревни на берегу реки. Если обернуться, можно понаблюдать за пенным следом, остающимся позади. Очень необычно смотрится хоровод, в центре которого находятся зрители. Если будет желание и возможности, обязательно посмотрите «Волга — русская река». По крайней мере, мне он понравился больше всего. В этом фильме камера едет и показывает Волгу от истока до Каспийского моря. Интересно наблюдать сначала за деревнями, а потом за крупными городами, которые строились вдоль реки.
Конечно, в кинотеатре не стоит ожидать сплошной плазменной панели. На некоторых экранах изображение подергивается (старые камеры). Это кинотеатр родом из СССР, со всеми вытекающими недостатками. Но если забыть об этом, и просто расслабиться, то за 20-и минутный сеанс (а именно столько идет фильм), можно получить такую порцию спокойствия и умиротворения, что после выхода из кинотеатра еще долгое время окружающая действительность не воспринимается объективно.
К сожалению, в области кругового кино мы не являемся пионерами. подобные системы были известны еще в 19-м веке. Первая коммерческая циркорама появилась в США. После того, как ее увидел Никита Хрущов, была дана команда создать аналогичное зрелище и у нас, что и было сделано в 1959 году.
Круговая кинопанорама пользовалась бешеной популярностью. Зал вмещал стоя 300 человек, но иногда в нем насчитывалось более 500! Люди в ночь приходили, чтобы занять очередь за билетами. Сегодня, конечно, число зрителей уже не то. Оба раза, что мы там были с супругой, фильм смотрели около 30 человек. Да и не каждый проходящий мимо этого павильона, догадается, что внутри можно зайти и посмотреть необычное зрелище, которое перенесет его в наше прошлое.
Я не специалист в области истории. Я с удивлением открыл для себя тему, и поделился тем, что успел накопать, чтобы удовлетворить свое любопытство.
Если Вы имеете интересные и малоизвестные материалы по этой теме — был бы рад, если бы Вы поделились этими матералами. Готов обработать их и согласовать с Вами, либо просто разместить Вашу заметку.
Комментариев: 4
Материал — типичный пример: что не знаю — то пою.
Автор совершенно не разбирается в материале — надергал цитаты... И все переврал!
Ответить
Stan_1
4 января 2012 в 21:47
Я не специалист в области истории. Я с удивлением открыл для себя тему, и поделился тем, что успел накопать, чтобы удовлетворить свое любопытство.
Если Вы имеете интересные и малоизвестные материалы по этой теме — был бы рад, если бы Вы поделились этими матералами. Готов обработать их и согласовать с Вами, либо просто разместить Вашу заметку.
Ответить
СССР
6 января 2015 в 21:47
Что переврал автор? Вместо того, чтобы кидаться пустыми обвинениями, уточнили бы, что имели в виду. А так, вы простой пустозвон!
Ответить
Спасибо огромное за интересную статью! Очень интересный материал.
Ответить