Не писал в блог уже больше месяца. Ввиду разных обстоятельств стало резко меньше времени чем раньше, поэтому часто писать не могу . Но об этом в другой раз. Как я писал вот в этой заметке, у меня в домашней сети установлен дисковый сервер NAS для бекапа и хранения фото и видео. NetGear ReadyNAS NVX. Два жестких диска по 1,5 Тбайт объединены в единый RAID-массив. Мне такое решение как-то ближе и спокойнее, чем использование различных сервисов социальных сетей. Но некоторое время назад на одном из дисков стали расти ошибки...
В свое время я не пожалел времени, и настроил систему диагностики дискового сервера таким образом, чтобы в случае критических ошибок NAS присылал мне электронные сообщения. И с ноября прошлого года я стал получать сообщения о том, что система S.M.A.R.T (внутренняя система диагностики жестких дисков) обнаружила неисправность 5... 10... 100... и так далее битых секторов. Признак плохой, но решил посмотреть, а что дальше?
Письмо "счастья", которое мне регулярно посылал сервер NAS
Виджет для Mac, информирующий об отказе RAID-массива
Дальше все было просто. После примерно 2500 ошибок, мне пришло письмо о том, что диск заблокирован, и дисковый сервер работает в незащищенном режиме. В этот момент у меня появилось несколько мыслей. Во-первых, насколько же RAID-массив дарит спокойствие и уверенность в сохранении данных. Во-вторых — никогда не стоит доверять в качестве резервных накопителей USB-дискам. Там такую ситуацию так просто не отследить.
Через Интернет-магазин заказал такой же диск, как и был. Полез в систему управления сервером NAS. Прежде всего, полазил по различным статусам — посмотрел, как обыгрывает эту ситуацию сервер.
После этого решил проверить, как работает горячий резерв. Без выключения устройства снял контейнер со старым диском, открутил его, прикрутил новый и вставил обратно. В течение 5-7 минут ничего не произошло. Система его просто не увидела. Поэтому решил все-таки перезагрузить устройство.
После перезагрузки ситуация не изменилась, и только через 10 минут новый винт был обнаружен. Похоже, перезагрузка была не нужна. Нужно было только время. Так что считаю, что горячий резерв условно работает. Система начала писать, что осуществляется синхронизация диска. Перед этим я не делал никаких действий. Не форматировал, не проверял, ничего. Просто вставил новый диск и все.
Процесс явно обещал быть долгим, и я пошел спать. С утра меня ждала такая вот идеальная картина.
В заключение могу на собственном опыте утверждать: планируете хранить данные — не берите NAS с одним диском. Риски велики. Винт — технологически сложное устройство, особенно когда бытовой диск работает как серверный, без остановки. На дешевых NAS средства диагностики не всегда присутствуют в достаточном объеме, что еще больше создает риски. И, на мой взгляд, абсолютной глупостью является создание на базе NAS «виртуального» диска большой емкости. Объем сегодня не так важен, как надежность и стабильность. Поэтому, а) RAID, б) настройка почты, в) выбор NAS, позволяющего по почте информировать о сбоях дисков.
У меня на NAS Netgear ReadyNAS Pro 6 RNDP6000-200EUS случилась точно такая же фигня, нас не видел новый диск, хотя с диском всё норм.
Перед этим менял в этом же насе другой диск и он сразу без перезагрузки принял его в семью и начал ребилдить его, а тут ни в какую! Перезагрузка помогла!
Комментариев: 3
> 1,5 Гбайт ???
Ответить
Stan_1
10 сентября 2012 в 19:58
Тбайт, конечно. Спасибо!
Ответить
Спасибо за статью!
У меня на NAS Netgear ReadyNAS Pro 6 RNDP6000-200EUS случилась точно такая же фигня, нас не видел новый диск, хотя с диском всё норм.
Перед этим менял в этом же насе другой диск и он сразу без перезагрузки принял его в семью и начал ребилдить его, а тут ни в какую! Перезагрузка помогла!
Ответить