10 мая 2011 в 6:27

ЗИС-150 — рабочая лошадка послевоенного периода

Праздник победы отгремел, и самое время вспомнить, как в Советском Союзе обустраивалась послевоенная жизнь. Для этого мысленно перенесемся в Ивантеевское  производственное объединение грузового автотранспорта (ИПОГАТ), где сегодня на входе стоит вот такой грузовичок веселенькой расцветки.

ЗИС-150 около автотранспортного предприятия в Ивантеевке

Это — ЗИС-150. Грузовик, выпущенный в 1949 году на заводе имени Сталина. Он никогда не красился на заводе в апельсиновый цвет, но это — не важно. Важно, что он сыграл большую роль в восстановлении хозяйства страны.

Автомобиль ЗИС-150 выпуска 1951 года

Чем характерен послевоенный период с автомобильной точки зрения? Это американские Студеббекеры, которые мы должны были вернуть (но, конечно, не вернули) после войны, знаменитые фронтовые полуторки с деревянными кабинами да ЗИС-5. Пожалуй, все.

План пятилетки 1946—1950 предусматривал масштабное ускоренное восстановление и реконструкцию народного хозяйства. Отдельным планом было предусмотрено значительное увеличение мощностей Ярославского, Уральского и Московского автомобильных заводов. Необходимо было провести и обновление конвейера, поставить новые модели. Московский ЗИС смог решить эту проблему в рекордные сроки. Постановка новой модели грузовика ЗИС-150 на конвейер заняла всего 3 дня (на заводах Форд новая машина ставилась в течение 3-4 месяцев).

В результате, в 1947 году появляется ЗИС-150 — сугубо гражданский грузовой автомобиль грузоподъемностью 4 тонны. В основе его, к сожалению, как водилось в автомобилестроении той поры, угадывался американский International K-7 1941 года выпуска. История даже сохранила для нас рекламную листовку этого грузовика.

International K-7 1941 года - прообраз ЗИС-150

Реклама автомобилей International K-7

Не знаю, как развивалась история американской серии грузовиков, но в СССР за период выпуска 1947—1957 было выпущено свыше 700 000 грузовиков этой марки! И это без учета зарубежных аналогов, выпускаемых в соцстранах по лицензии.

Автомобиль нашел крайне широкое применение в народном хозяйстве. На рисунке ниже приведена лишь малая толика различных назначений ЗИС-150.

Различные применения ЗИС-150

ЗИС-150 был первым серьезным опытом строительства массового грузового автомобиля такого класса. Поэтому у него были родовые проблемы, которые так и не решили за время выпуска. Наиболее заметной проблемой был ломающийся кардан, который, при движении при большой нагрузке  ломался, перебивая шланг новомодного тогда пневмотормоза. Это доставляло много «радостных» минут водителям, особенно если поломка случалась, когда машина шла «в гору». Вообще, вот что писали в воспоминаниях люди, которые шоферили на ЗИС-150.

«Устроившись работать в гараж Далытолиметалла в Тетюхе — Пристани водителем, год проработал на сильно изношенном, часто ломающемся грузовике ЗИС-150. Запасных частей не хватало, поэтому стоило громадных усилий привести машину в исправное состояние. А изнашивалась техника быстро, поскольку дорог почти не было.»

«Техника доставалась по жребию …веселье было неописуемое...главное конечно условие-не врезаться друг в друга и попутные сооружения…деревьев за Аэродромом Ферганы не было... Самый горемычный боец был тот кому доставался Зис 150... времён Сталина…и конечно без гидроусилителя...у этого монстра руль крутился только двумя руками и то с трудом.»

ЗИС-150 около автотранспортного предприятия в Ивантеевке

Но несмотря на это, автомобиль использовали даже для перевозки знаменитых людей. smile Вот из воспоминаний космонавта Алексея Леонова:

«Начав работу по программе, мы много слышали от окружающих о Сергее Павловиче. Без фамилии и даже не имя, а просто С.П. – Главный конструктор. Ломали голову, кто же этот человек. Как он выглядит? Старый, молодой? С бородой, как все ученые? В роговых очках? А может ,еще как? И вот первая встреча с Сергеем Павловичем Королевым подтвердила на многие годы впечатление об этом человеке.

Подъезжает ЗИС-150. Из машины выходит человек в темно-синем пальто, сутуловатый. Поздоровался со старшим и энергично вошел в зал. «Здравствуйте, орелики», – это было приветствие. Внимательно, очень внимательно посмотрел на нас сквозь очки. Тут мы разглядели серые глаза, большой могучий лоб. Глаза излучали искорки постоянно, они были удивительно живыми. И даже иногда колючими. На нас он смотрел с какой-то лаской и добротой, и даже угадывалось какое-то отеческое отношение. Мы для него действительно были дети. И он понимал, что этим детям через год он должен доверить космический корабль».

Неприхотливый автомобильчик был прост в производстве, и быстро освоен молодой китайской промышленностью. В 1956 году с конвейера завода будущей китайской корпорации FAW сошел первый автомобиль «Цзефань», который являлся лицензионной копией ЗИС-150. Это событие оказалось столь важным в жизни китайского народа, что грузовик был даже помещен на денежный знак Китайской народной республики.

/ppВыход с конвейера первых грузовиков ЗИС-150 в /ppКитае

Китайская купюра с автомобилем ЗИС-150

В братской Румынии ЗИС-150 так же был поставлен на конвейер. Причем за период с 1954 по 1965 год было выпущено свыше 54 000 грузовиков. Кабина автомобиля была значительно упрощена по сравнению с ЗИС-150. В глаза сразу бросаются плоские двери, и прямая балка вместо красивой штамповки бампера.

Румынская адаптация ЗИС-150 - SR-101

В 1956 году, после судьбоносных решений 20-го съезда КПСС, завод имени Сталина был переименован в завод имени Лихачева (ЗИЛ), и на капоте грузовика стали штамповать привычную нам аббревиатуру ЗИЛ. Но ивантеевский ЗИС-150 — это рабочая лошадка именно той, послевоенной эпохи, в которой его ценность для хозяйства была неоценима.

ЗИС-150 около автотранспортного предприятия в Ивантеевке

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Один комментарий

  • Paul R
    4 марта 2012 в 13:30

    Увы машина с жёлтой кабиной не ЗиС-150, а ЗиЛ-164. От ЗиС-150 там только облицовка и капот.

    У ЗиС-150 кронштейны передних рессор с пальцами, на фото видны кронштейны на резиновых подушках- ЗиЛ-164. У ЗиС-150 бампер из прямого швеллера, на фото бампер с закруглёнными углами- ЗиЛ-164. У ЗиС-150 пороги кабины длиньше, они нижней кромкой доходили до подножек, на фото пороги короткие- ЗиЛ-164.

    Ответить

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image