23 июля 2011 в 7:07

На улицах Воронежа

Съездил на досуге в командировку в Воронеж. Город большой. 500 км от Москвы по шоссе, 970 тыс. жителей, 450 тыс. домохозяйств, из них 350 тыс. — в многоквартирных домах. 130 тыс. студентов и множество образовательных учреждений. Еще чуть-чуть, и уже станет миллиоником. Долго думал, какой объектив взять. Взял свой любимый 70-200 мм f4.0. В этот раз прогадал, многого снять не удалось.

Вид на Левый берег Воронежа

Ехал на фирменном поезде, 25-ом. Но он мне не понравился. В поезде жарко, поэтому толком не удалось выспаться. Причем на ходу вроде нормально, но когда поезд останавливается (пять остановок, кажется), кондиционер перестает работать и становится очень жарко. Зато проводницы весьма вежливы и не настырны с точки зрения раскрутки на деньги за что-нибудь.

На остановках в час ночи продавали мороженное.

Продажа мороженного на станции на пути следования в Воронеж

Развеселил прайс в купе. Я еще понимаю, что зубная щетка и одноразовые тапки относятся к предметам личной гигиены. Но как в эту компанию попала колода карт? smile Постеснялись эту строчку прайса разместить рядом с художественной литературой, в следующем разделе?

Беруши, тапки, зубная щетка и... колода карт - джентльменский набор пассажира РЖД

Город разделен на две половины: собственно Воронеж, и так называемый, «Левый берег». Его еще раньше называли Сектор газа, поскольку именно там находятся все производства и грязные предприятия — авиационный завод, шинный и прочие.

Вид на промышленные районы Левого берега Воронежа

В честь именно левого берега назвал свою группу Юрий Клинских — солист «Сектора газа» и уроженец Воронежа.

Город с Левым берегом связан тремя мостами. Сейчас дорог явно не хватает, и на них в вечернее время собираются большие пробки. Мне было интересно посмотреть, что значит пробки по Воронежски, но оказалось, что они значительны даже по московским меркам.

Улицы имеют еще советские названия.  Площадь Ленина, Ул. Энгельса, проспект Революции, Ул. Карла Маркса — читаешь и ощущаешь полное де жавю. Площадь Ленина, кстати, перестраивают. Из-за этого мне не удалось снять местный «Большой театр» снял только его фрагмент с трубодурами.

Трубодуры на главном театре Воронежа

Местные рассказали, что на благоустройство площади выделено аж 3 млн. руб., которые были сэкономлены от не проведения парада 9 мая сего года. Мэра своего, кстати, воронежцы совсем не любят.

На самой площади сфотографировал Ленина, в традиционной позе «Товарищи! Уже 11 часов. Все за водкой».

Все за водкой, товарищи... Все за водкой!

Заселился в гостиницу Азимут. Выбрал потому, что она числится в списке рекомендуемых в нашей компании. Центр города, вышколенный персонал — все здорово. Даже ключ с интересной подушечкой-биркой дали.

Бирка к ключу в гостинице Азимут Воронеж

На этом достоинства закончились. Номер маленький, жаркий, мебель — старая. Достаточно посмотреть на этот текущий кран на фото, и все будет понятно. Полотенце дали, но мыло, шампунь — это все за отдельные деньги. Фен — надо заказывать по телефону. По моей классификации — одноразовая гостиница. То есть гостиница, в которой раз остановишься, и больше  не захочешь. И другим не посоветуешь. Мне потом коллеги сказали: «а как тебя вообще туда занесло?»

Суперсантехника для постояльцев гостиницы Азимут Воронеж. Бизнес-номер

Гостиница Азимут воронеж

Дороги — образец российского разгильдяйства. Разметка отсутствует как класс даже в центре. Где-то видел остатки, но в целом, разметки нет. Зато наверное, в Воронеже самый низкий процент штрафов за пересечение двойной сплошной.

Отсутствие разметки в Воронеже

Отсутствие разметки в Воронеже

Отсутствие разметки в Воронеже

На улицах много гаишников. Гаишники, как мне показалось, злые. Стоят гордые, неприступные. Пока сидели с коллегой в кафе, видел, что без работы не стоят. Постоянно кого-то тормозят, что-то пишут. Даже двух пешеходов повязали. В свободное от этого государственного дела они как-то так регулируют движение.

Гаишник из Воронежа

Рядом с ним, на другой стороне улицы встретил вот такой пункт правопорядка. Интересно, это частный? Оброк на охранный бизнес? В Москве я такого не встречал. Если он еще и работает — то браво местным властям. 

Пункт правопорядка в Воронеже

В городе уничтожен трамвай. Везде сняты провода, заасфальтированы рельсы. Где асфальта нет, там котлованы, которые засыпаются песком и гравием. Местные очень жалеют, что этот вид транспорта канул в лету.

Трамвайные пути снимают, засыпают и асфальтируют

С этой точки зрения вдвойне интересна архитектура северного моста. Он двухуровневый. На первом уровне ездят машины, а второй был отдан на откуп трамваям. Сегодня по нему перемещаются только автомобили. Местные говорят, что все делается для того, чтобы и троллейбус скоро исчез с улиц города.

Северный мост в Воронеже. Верхний уровень - трамваи

А так, люди, как люди. Только квартирный вопрос их испортил. Местные говорят, что квартиры в элитных новостройках стоят дорого, около 35-40 тыс. руб. за метр, но половину квартир выкупают москвичи для будущей перепродажи. В поезде разговорился с попутчиком, он рассказал, что город растет, причем застройка идет в направлении Москвы.

Что еще интересно, так это то, что на стройке, в основном, работают русские. Этот же попутчик рассказал, что если бы не стройка, вообще бы работы в городе не было. Жалко только, говорил мой коллега несколькими часами раньше, что платят им меньше, чем узбекам в Москве.

Вот вид с верхнего этажа одной из новостроек, расположенной около очень симпатичного соснового бора.

Вид из окна новостройки в Воронеже

Но перейдем к достопримечательностям. Я перед поездкой посмотрел, какие объекты мне хотелось бы посмотреть. Больше всего хотелось посмотреть памятник бригу «Меркурий» и ИЛ-2 у проходной Авиационного завода (этот самолет живьем ни разу не видел). Однако с учетом малого времени (не опоздать бы на поезд), и пробок («на левый берег приедем, но не гарантирую доставку вовремя к поезду») удалось сфотографировать из запланированной программы только «Меркурий».

Причем история эта — комична, как минимум. Во-первых, уже когда я приехал в Воронеж, меня смутило, что на сувенирных тарелках этот памятник изображен во льдах. Во-вторых, когда я начал просить коллег рассказать, где он находится, выяснилось, что 75% опрошенных не знают про такой памятник, а 25% не знают, что он известен под названием «Меркурий», и называют его просто — Парусник.

В третьих. Когда я смотрел на него на фотографии, ждал большого корабля. Но когда мы въехали на Вогрэссовский мост, водитель ткнул рукой на точку посреди водохранилища, и сказал: «наверное, это оно». Это действительно было «оно». Масштабная модель парусника, которую мой телеобъектив взял на границе видимости. Вот что получилось.

Памятник кораблю Меркурий посреди Воронежского водохранилища

Стало понятно, почему он везде на фотографиях во льдах. Да его по другому не сфотографировать. smile А поначалу я принял за парусник фермы опоры электропередач, которые также установлены в воде.

Опора электропередач посреди Воронежского водохранилища

История этого парусника весьма занимательна и печальна.

Баркалон «Меркурий» («Меркуриус») был построен в Рамони кумпанством окольничьего князя Петра Григорьевича Львова, которое было восприемником ранее существовавшего на рамонской пристани кум-панства стольника князя Г.В. Тефянкина (Тюфякина) и спущен на воду с «Волчьей пристани» в 1698 году. Заведовал строительством кораблей в Рамони датский корабельный мастер, капитан Симон Питерсон. Он прибыл в Россию в 1696 году и в 1697—1700 гг. ему поручили возглавить Рамонскую верфь.

В мае 1699 года корабль «Меркурий» отправлен на стоянку в Воронеж. В том же году парусно-гребное судно баркалон «Меркурий» принимает участие в Керченском походе, возглавленным самим царем, в эскадре адмирала Ф. Головина из 11 кораблей. Из Воронежа в поход отправились четыре корабля «Отво-ренные врата», «Меркурий», «Сила» и «Цвет войны». Командовал баркалоном «Меркурий» англичанин на русской службе капитан-камендор Иван Валрант (Ян (Джон) Валронд). Корабль представлял собой судно с 26 пушками (по 13 на каждом борту), хотя предусмотрено, что на корабле можно было установить дополни-тельно еще несколько боевых орудий. На морских маневрах в Азовском море в 1699 году капитан корабля имел белый вымпел. В состав команды входило 89 человек обученного экипажа. Размеры трехмачтового корабля-баркалона «Меркурий» составляли 125×26 футов или примерно 38,4 х7,92 м (один фут равен 0,3048 м). Эскадра благополучно прибыла в Таганрог. Военная компания была благополучно завершена. Мощь России как военно-морской державы была доказана. Турция заключила выгодный для России мир. Поход был завершен к сентябрю. 5 сентября Петр I отбыл назад в Воронеж, приказав увести корабли в Азов. Но осенью того же года «Меркурий», не доходя донского устья остановился за малою водою и сильным ветром его бросило на мель, где он продержался до 23 ноября. В тот же день он получил пробоину в днище и затонул. Позже его подняли и вновь ввели в состав флота российского.

В 1713 году корабль еще упоминается как несущий боевое дежурство. В донесении Президенту Адмиралтейства гр. Ф.М. Апраксину от графа И.А. Толстого из Транжамента говорилось о том, что корабли «Меркурий» и «Винкельгак» поставлены с пушками на протоках у Черкасска для его обороны. В 1716 году корабль-баркалон «Меркурий завершил свое существование и был пущен на слом.

Кстати, местные говорят, что изначально памятник был прямой, и наклонился со временем. Причем его уклон растет.  Этакая Пизанская башня. Но мне памятник так даже больше понравился.

Из прочих достопримечательностей я бы выделил собачку перед детским театром с кличкой Бим из повести «Белый Бим, черное ухо».

Памятник Белому Биму - Черному уху

У собачки одно ухо — бронзовое. История его появления немного различается у местных жителей. В мое посещение, сопровождающие меня товарищи сказали, что уши были одинаковые, но одно оторвали вандалы, и собачке приделали новое — бронзовое. Но в комментарии (в конце заметки), предложили другую версию, в которую больше верится: что ухо изначально делали бронзовое, чтобы собачка соответствовала своему литературному образу.   

Памятник Белому Биму - Черному уху

Памятники знаменитым людям — Петру 1, Владимиру Высоцкому, Осипу Мандельштаму, Митрофану Пятницкому и Андрею Платонову. Причем памятник Высоцкому никому из местных не нравится, даже просят не фотографировать.

Памятник Петру 1 в Воронеже

Памятник Владимиру Высоцкому в Воронеже

Памятник Осипу Мандельштаму

Памятник Митрофану Пятницкому

Памятник Андрею Платонову

Памятник А.С. Пушкину

А вот эта композиция мне очень понравилась. Она была сделана в 70-х годах, и установлена перед входом в парк «Орленок». Есть в ней что-то умиротворяющее и спокойное.

Вход в Детский парк Орленок - 70-е годы

Вход в Детский парк Орленок - 70-е годы

И еще понравилась композиция у фонтана перед детским театром.

Элемент фонтана около воронежского детского театра

Воронеж — город воинской славы. Во время войны смогли оккупировать одну часть города, но так и не смогли другую. На многих домах я видел памятные таблички в честь воинской славы Воронежа. На крутом берегу реки создана аллея славы с высокой стелой. А с горы открывается чудесный вид на город.  

Стела в Воронеже

Стела в Воронеже на фоне голубой ели

Вид на город от стелы воинской славы в Воронеже

На Левом берегу имеется парк, в котором собраны образцы военной техники Второй мировой войны и нашего времени. Даже транспортный вертолет стоит на стойках среди деревьев. В стволе танка Т-34 птичка свила гнездо. По крайней мере, она в ствол забежала, и потом я пару минут стоял с фотоаппаратом на изготовку. Но она так и не вышла.

Военная техника (Воронеж)

Живность обживает военную технику

Живность обживает военную технику

Кстати, не в первый раз в моем присутствии ствол военной техники обживают птички. В моем фотоальбоме есть фотография, сделанная в Измайловском парке Москвы, где воробей сидит на стволе зенитного орудия.

Не удалось снять главную достопримечательность, куда обязательно таскают всех туристов: котенка, сидящего на дереве на улице Лизюкова.  Да, да. Того самого, из мультика «Котенок с улицы Лизюкова».  Поэтому делаю «репродукцию» с купленной сувенирной тарелочки и с сувенирного лотка.

Тарелка с фотографией котенка с улицы Лизюкова

Сувениры из Воронежа - котенок с улицы Лизюкова

Что еще запомнилось?

Фонтан, который удерживает камень на своей вершине. Конечно же, камень установлен на постаменте, но детей и блондинок купить на это, наверное, можно. Смотрится картина весьма достоверной.

Фонтан с камнем

Еще понравилась адмиралтейская церковь на набережной, которую в прежние годы, при разливе реки Воронеж заливало до креста на шпиле. Эта церковь, кстати — старейшая в Воронеже.

Адмиралтейская крепость

Кстати, хотя я почти не видел церквей в Воронеже, колокольный звон слышался постоянно. Даже, сказал бы, его было чересчур много. 

О связи. В Воронеже есть все основные провайдеры — Ростелеком, ЭР-Телеком, Билайн, МТС. Вскоре появится Мегафон со свежекупленным Пазлом. Мне показалось, что в городе велика доля локального оператора Freedom. Шкафы операторов аккуратно висят рядышком друг с другом. 

Подъезд дома в Воронеже с основными операторами ШПД

Коллеги указали на интересную особенность, нехарактерную для Москвы. Известно, что войти в жилой дом независимому провайдеру очень сложно. Но в Воронеже наличие многих операторов в доме увеличивает стоимость квартир в нем. Поэтому застройщик рад входу любых операторов, только просит всех договориться и разместиться аккуратно, рядышком.

На одном из домов увидел рекламу в виде таблички с номерами квартир, аналогичную той, что висела у Акадо в Москве. Интересно, это региональный опыт применяется в Москве, или столичная практика дошла до региона?

Табличка с номерами квартир и рекламой ШПД над подъездом дома в Воронеже

Коллеги — связисты считают, что в условиях средней зарплаты 14 тыс. руб. и дефицита работы, жители Воронежа не очень склонны платить регулярные платежи. Им проще заплатить один раз, на входе. Именно этим объясняли засилье тарелок Триколор в условиях наличия в доме двух-трех дешевых телевизионных провайдеров. И этим объясняется весьма низкий ARPU практически у всех операторов.

В целом, мне понравилось в Воронеже. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что он напоминает мне Питер — город, который я очень люблю. Даже не могу сформулировать, чем они похожи. Может быть, спокойным ритмом жизни? Немноголюдностью улиц? Не знаю. Но ощущения от посещения города остались приятные.

На улицах Воронежа...

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Комментариев: 6

  • Владимир
    25 июля 2011 в 11:43

    Добрый день, статья понравилась — как житель Воронежа хотел бы внести несколько уточнений:

    1. От Москвы до Воронежа — 500км по шоссе, по железной дороге — больше, есть несколько вариантов.

    2. Бронзовое ухо у собаки было задуманно как реализация черного уха — роман Гавриила Троепольского назыветься «Белый Бим — черное ухо». Так что вандалы тут не причем. Как поставили памятник, так сразу появилась примета — на счастье надо погладить это ухо. Слышал, что уже не одно стерли. Может, враки.

    Ответить

    Stan_1

    Исправил, спасибо большое!

    Ответить

  • Куница
    12 сентября 2011 в 13:13

    фамилия Юрия — Клинских, а не Клинский.

    Ответить

    Stan_1

    Исправил, спасибо!

    Ответить

  • Валентина
    5 ноября 2011 в 21:07

    Любимый город! Родной город... но уже ставший таким далеким...очень приятный пост... ностальжи...Спасибо!

    Ответить

  • Евгений
    17 июня 2013 в 12:17

    От себя отмечу что: «при разливе реки Воронеж заливало до креста на шпиле». При создании водохранилища уровень был поднят на 5 м. После 1972 года (год создания моря) естественно ничего не затапливало так сильно. Ранее же тем более сомнительно, т.к. на острове находился цейхгауз, да и верфь с храмом строить бы не стали в таком месте. Затапливало храм как раз самим водохранилищем. До его уровня . потом для спасения церкви насыпали Адмиралтейскую площадь. И теперь она находится ниже уровня водохранилища в «яме».

    Ответить

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image