О Стенфорде и стартапах
В ходе поездки по США мне настоятельно рекомендовали ознакомится с Стенфордским университетом. Если говорить о Стенфорде, то больше всего меня потрясло, что этот университет имеет статус обычной компании — Incorporated. У этой компании есть свой бюджет, свой совет директоров, CEO... Оборот Стенфорда составляет около 3 млрд. долларов. Из них 1 млрд. приносит бизнес-школа, остальное — научные разработки и лаборатории. Вход в Стенфордский университет выглядит следующим образом.
На входе Стенфорда стоят статус Родена. Мнения местных тут расходятся. Часть людей говорят, что это подлинники, но какой-то «второй комплект». Другие — что это копии. Поскольку про Родена я услышал первый раз в жизни (есть пробелы в знаниях) — не смог оценить величие момента.
Весь Стенфорд из себя представляет комплекс построек, обложенных природных желтым камнем. Выглядит это очень красиво и совсем не похоже на «храм науки». Скорее — на латиноамериканский городок, как обычно их показывают в фильмах. Мой знакомый, например, жил в этаких... бараках, что-ли? Когда идет ряд домов, около них небольшой участок земли для парковки машины. А сам домик — имеет небольшую кухню, ванну, и спальню. Курс обучения в Стенфорде стоит от 30 до 100 тыс. долларов. Но эти деньги платятся не только за объем знаний в области бизнес-наук.
Помню, году так в 97-ом, читал интервью генерального директора оператора Golden Telecom (если кто такую компанию еще помнит ). Мне тогда врезалась в память фраза, что целью MBA не является получение знаний. Целью MBA является приобретение личных связей. И это очень хорошо видно по местным. Например, мой знакомый начинает общение с кем-либо с того, что выясняет — является ли собеседник выпускником Стенфорда. И если да — то диалог и установление контакта значительно упрощается. Находясь в США, я на практике увидел точность приведенного выше тезиса.
Интересной особенностью Стенфорда является интернациональность студентов и преподавательского состава. Американцев мало — в основном приезжие из разных стран, с разной культурой и религией. Чтобы удовлетворять запросы верующих, на территории есть церковь. Которая... используется всеми основными религиями!
Так вот. Это единственная церковь на территории Стенфорда. Она католическая? Христианская? Мусульманская? Зависит от ситуации. Есть расписание служб различных конфессий. И церковь просто сдается им в аренду. Таким образом, церковь используют католики, православные, мусульмане, иудии и другие менее известные конфессии. Теперь, когда в нашей стране идет обсуждение строительства тех или иных храмов, конфликты с местными жителями, истерики в СМИ и пр. и пр., я всегда вспоминаю, насколько эффективно и терпимо решена эта проблема в Стенфорде. Есть, конечно, чему поучиться.
А вот их часовня.
Собственно, большего, наверное, не расскажу. Мы просто походили по территории (допуск, кстати, абсолютно свободен), зашли в кафе, в местный книжный магазин. Видели настоящего седого профессора в твидовом пиджаке, светлых брюках и обуви на высокой подошве. Почему-то именно так представлял профессора Ленгдона из произведений Дэна Брауна. Видели студентов с книгами в обнимку, которые быстро шли куда-то, не замечая никого. Видели отдыхающих студентов, один из которых натянул между деревьями канат, и учился ходить по нему, одновременно жонглируя булавами. Видели студентов, которые лежали на травке и читали, читали, читали...
А степной орел наблюдал за всем этим с большой высоты...
Эта короткая заметка о Стенфорде была бы неполной, если не затронуть вопрос Стартапов (StartUp). Плох тот студент Стенфорда, который не мечтает основать новый Twitter или Facebook. Проблема только в том, что из 100 стартапов до успеха доживают не более пяти. И это при том, что в Кремниевой долине созданы все условия для молодых предпринимателей. Мне детально рассказали, как строится финансирование стартапов в Кремниевой долине. Это довольно интересная система.
Старожилы вспоминают, что еще несколько лет назад можно было прийти в инвестиционную компанию, показать презентацию с идеей, и тебе давали деньги. Но те времена прошли. Теперь чтобы получить финансирование — нужно как-минимум довести идею до прототипа, который можно показать на коленке. Создание прототипа обычно осуществляется за свой счет, так называемый Bootstrapping. Обычно люди тратят на это от десятков долларов до 100-150 тыс.
Очень показательный пример — Dropbox. Сегодня Dropbox — самый известный проект в области совместного доступа к файлам. Оборот за 2011 год составил свыше 250 млн. долл. Но давайте вернемся в 2007 год, когда основатель Dropbox (Drew Houston, 24 года) «питчил» инвесторов.
Drew Houston заполнял анкету своей системы в одном из венчурных фондов. Что интересного сегодня мы можем узнать об этом периоде (до первой инвестиции в развитие его продукта)? Приведу пару сентенций (только переводить не буду, это интересно читать в оригинале).
Although I'm working with other people on Dropbox, strictly speaking I'm the only founder right now. My friend (redacted), a great hacker, Stanford grad and creator of (redacted) is putting together a Mac port, but can't join as a founder right now as a former cofounder of his started an extremely similar company. My friend and roommate (redacted) from MIT is helping out too, but he works with me at Bit9, and a non-solicit clause in my employment contract prevents me from recruiting him (and the VP Eng explicitly told me not to recruit him.)
...
Drew — Programming since age 5; startups since age 14; 1600 on SAT; started profitable online SAT prep company in college (accoladeprep.com). For fun last summer reverse engineered the software on a number of poker sites and wrote a real-money playing poker bot (it was about break-even; see screenshot url later in the app.)
...
Вот интересный вопрос: If you’ve already started working on it, how long have you been working and how many lines of code (if applicable) have you written?
3 months part time. About ~5KLOC client and ~2KLOC server of python, C++, Cheetah templates, installer scripts, etc.
...
Однако когда-то период создания прототипа заканчивается, продукт запускается в широкую коммуникацию и первыми его пробуют друзья. Этот этап называется Friends & Family Testing. На этом этапе уже начинается активная работа с инвесторами. С отдельной их категорией, которые называются бизнес-ангелы. Их инвестиции имеют размер до 0,5-1 млн. долл., и называются посев (Seed). Щедрой рукой раздают они посеву, в надежде, что хотя бы 1 из 10 компаний окажется удачной и отобьет все их потери на остальных проектах. Взамен денег стартапщик отдает бизнес-ангелам долю в компании.
Чтобы привлечь инвесторов, основатель проекта изучает, как эффективно «питчить» инвестора (Investor Pitch). В США мы посетили одно мероприятие, где очень энергичный и колоритный парень рассказывал, как правильно составлять питчи. Investor Pitch — это короткий рассказ о своем проекте, буквально 30-40 секунд, в течение которого инвестор должен выделить вас из сотни других, уже побывавших у него, и поверить вам. Непросто. Иногда используют термин Elevator pitch — необходимость войти в лифт (elevator) с инвестором, и пока лифт едет — убедить его дать вам денег.
Дальше — скучно. Когда проект начинает работать и развивается успешно, риски инвесторов снижаются. И на поле выходят инвесторы различных классов: от A до E. Это инвесторы, которые готовы войти только в устоявшийся бизнес, динамично развивающийся и перспективный. От них уже можно получить 5-20 млн. долл., но их инвестиции уже приносят меньшую маржу, по сравнению с посевами бизнес-ангелов. Когда компания получает от них финансирование, то говорится, что компания Х получила 5 млн. долл. в раунде B.
Ну и в конце-концов наступает то время, когда основатель стартапа может полностью выйти из дела и заняться чем-то новым. Это может происходить, когда компания выходит на IPO, то есть на размещение акций на бирже. После этого в компании появляются акционеры, советы директоров и прочие бюррократические препоны, мешающие основателю единолично принимать решения. Поэтому основатель может покинуть проект, чтобы заняться чем-то новым и интересным для себя.
Вот, например, для подготовки статьи я в течение некоторого времени собирал информацию об инвестировании в стартапы. Таблица с этой информацией ниже.
Вся долина живет стартапами, инвестициями. Состояния могут вырастать в считанные месяцы. Еще сегодня твой сосед ездит на старой Тойете, а уже через 5-6 месяцев пересаживается на новенький Лексус. Конечно, такая атмосфера сама по себе вдохновляет и стимулирует изобретательство и инновации. Сложно представить, как создать аналогичную атмосферу в России. Хотя в России тоже потихоньку выстраивается система инвестирования. Есть журнал «Бизнес-ангел». Есть масса венчурных фондов (видел список, где их было более сотни). Однако до сих пор инвестиции предлагаются преимущественно тем, кто просто «копи-пастит» успешные зарубежные проекты. Пока в России отсутствует практика оценки собственных стартапов, оценки их перспективности и хеджирования рисков. Но уже хорошо, что эти процессы начались.
Материалы по теме:
- Этот спокойный, спокойный, спокойный Шарлотт
- О Стенфорде и стартапах
- Пронизывающий ветер Сан-Франциско...
- Почему классные специалисты уходят из телекома?