8 ноября 2012 в 7:49

О Стенфорде и стартапах

В ходе поездки по США мне настоятельно рекомендовали ознакомится с Стенфордским университетом. Если говорить о Стенфорде, то больше всего меня потрясло, что этот университет имеет статус обычной компании — Incorporated. У этой компании есть свой бюджет, свой совет директоров, CEO... Оборот Стенфорда составляет около 3 млрд. долларов. Из них 1 млрд. приносит бизнес-школа, остальное — научные разработки и лаборатории. Вход в Стенфордский университет выглядит следующим образом.

Главный вход в Стенфордский Университет

На входе Стенфорда стоят статус Родена. Мнения местных тут расходятся. Часть людей говорят, что это подлинники, но какой-то «второй комплект». Другие — что это копии. Поскольку про Родена я услышал первый раз в жизни (есть пробелы в знаниях) — не смог оценить величие момента. :)

Весь Стенфорд из себя представляет комплекс построек, обложенных природных желтым камнем. Выглядит это очень красиво и совсем не похоже на «храм науки». Скорее — на латиноамериканский городок, как обычно их показывают в фильмах. Мой знакомый, например, жил в этаких... бараках, что-ли? Когда идет ряд домов, около них небольшой участок земли для парковки машины. А сам домик — имеет небольшую кухню, ванну, и спальню. Курс обучения в Стенфорде стоит от 30 до 100 тыс. долларов. Но эти деньги платятся не только за объем знаний в области бизнес-наук.

Помню, году так в 97-ом, читал интервью генерального директора оператора Golden Telecom (если кто такую компанию еще помнит :) ). Мне тогда врезалась в память фраза, что целью MBA не является получение знаний. Целью MBA является приобретение личных связей. И это очень хорошо видно по местным. Например, мой знакомый начинает общение с кем-либо с того, что выясняет — является ли собеседник выпускником Стенфорда. И если да — то диалог и установление контакта значительно упрощается. Находясь в США, я на практике увидел точность приведенного выше тезиса.

Интересной особенностью Стенфорда является интернациональность студентов и преподавательского состава. Американцев мало — в основном приезжие из разных стран, с разной культурой и религией. Чтобы удовлетворять запросы верующих, на территории есть церковь. Которая... используется всеми основными религиями!

Так вот. Это единственная церковь на территории Стенфорда. Она католическая? Христианская? Мусульманская? Зависит от ситуации. :) Есть расписание служб различных конфессий. И церковь просто сдается им в аренду. Таким образом, церковь используют католики, православные, мусульмане, иудии и другие менее известные конфессии. Теперь, когда в нашей стране идет обсуждение строительства тех или иных храмов, конфликты с местными жителями, истерики в СМИ и пр. и пр., я всегда вспоминаю, насколько эффективно и терпимо решена эта проблема в Стенфорде. Есть, конечно, чему поучиться.

А вот их часовня.

Собственно, большего, наверное, не расскажу. Мы просто походили по территории (допуск, кстати, абсолютно свободен), зашли в кафе, в местный книжный магазин. Видели настоящего седого профессора в твидовом пиджаке, светлых брюках и обуви на высокой подошве. Почему-то именно так представлял профессора Ленгдона из произведений Дэна Брауна. :) Видели студентов с книгами в обнимку, которые быстро шли куда-то, не замечая никого. Видели отдыхающих студентов, один из которых натянул между деревьями канат, и учился ходить по нему, одновременно жонглируя булавами. Видели студентов, которые лежали на травке и читали, читали, читали...

А степной орел наблюдал за всем этим с большой высоты...

Эта короткая заметка о Стенфорде была бы неполной, если не затронуть вопрос Стартапов (StartUp). Плох тот студент Стенфорда, который не мечтает основать новый Twitter или Facebook. Проблема только в том, что из 100 стартапов до успеха доживают не более пяти. И это при том, что в Кремниевой долине созданы все условия для молодых предпринимателей. Мне детально рассказали, как строится финансирование стартапов в Кремниевой долине. Это довольно интересная система.

Старожилы вспоминают, что еще несколько лет назад можно было прийти в инвестиционную компанию, показать презентацию с идеей, и тебе давали деньги. Но те времена прошли. Теперь чтобы получить финансирование — нужно как-минимум довести идею до прототипа, который можно показать на коленке. Создание прототипа обычно осуществляется за свой счет, так называемый Bootstrapping. Обычно люди тратят на это от десятков долларов до 100-150 тыс.

Очень показательный пример — Dropbox. Сегодня Dropbox — самый известный проект в области совместного доступа к файлам. Оборот за 2011 год составил свыше 250 млн. долл. Но давайте вернемся в 2007 год, когда основатель Dropbox (Drew Houston, 24 года) «питчил» инвесторов.

Drew Houston заполнял анкету своей системы в одном из венчурных фондов. Что интересного сегодня мы можем узнать об этом периоде (до первой инвестиции в развитие его продукта)? Приведу пару сентенций (только переводить не буду, это интересно читать в оригинале).

Although I'm working with other people on Dropbox, strictly speaking I'm the only founder right now. My friend (redacted), a great hacker, Stanford grad and creator of (redacted) is putting together a Mac port, but can't join as a founder right now as a former cofounder of his started an extremely similar company. My friend and roommate (redacted) from MIT is helping out too, but he works with me at Bit9, and a non-solicit clause in my employment contract prevents me from recruiting him (and the VP Eng explicitly told me not to recruit him.)
...
Drew — Programming since age 5; startups since age 14; 1600 on SAT; started profitable online SAT prep company in college (accoladeprep.com). For fun last summer reverse engineered the software on a number of poker sites and wrote a real-money playing poker bot (it was about break-even; see screenshot url later in the app.)
...
Вот интересный вопрос: If you’ve already started working on it, how long have you been working and how many lines of code (if applicable) have you written?
3 months part time. About ~5KLOC client and ~2KLOC server of python, C++, Cheetah templates, installer scripts, etc.
...

Однако когда-то период создания прототипа заканчивается, продукт запускается в широкую коммуникацию и первыми его пробуют друзья. Этот этап называется Friends & Family Testing. На этом этапе уже начинается активная работа с инвесторами. С отдельной их категорией, которые называются бизнес-ангелы. Их инвестиции имеют размер до 0,5-1 млн. долл., и называются посев (Seed). Щедрой рукой раздают они посеву, в надежде, что хотя бы 1 из 10 компаний окажется удачной и отобьет все их потери на остальных проектах. Взамен денег стартапщик отдает бизнес-ангелам долю в компании.

Чтобы привлечь инвесторов, основатель проекта изучает, как эффективно «питчить» инвестора (Investor Pitch). В США мы посетили одно мероприятие, где очень энергичный и колоритный парень рассказывал, как правильно составлять питчи. Investor Pitch — это короткий рассказ о своем проекте, буквально 30-40 секунд, в течение которого инвестор должен выделить вас из сотни других, уже побывавших у него, и поверить вам. Непросто. :) Иногда используют термин Elevator pitch — необходимость войти в лифт (elevator) с инвестором, и пока лифт едет — убедить его дать вам денег.

Дальше — скучно. Когда проект начинает работать и развивается успешно, риски инвесторов снижаются. И на поле выходят инвесторы различных классов: от A до E. Это инвесторы, которые готовы войти только в устоявшийся бизнес, динамично развивающийся и перспективный. От них уже можно получить 5-20 млн. долл., но их инвестиции уже приносят меньшую маржу, по сравнению с посевами бизнес-ангелов.  Когда компания получает от них финансирование, то говорится, что компания Х получила 5 млн. долл. в раунде B.

Ну и в конце-концов наступает то время, когда основатель стартапа может полностью выйти из дела и заняться чем-то новым. Это может происходить, когда компания выходит на IPO, то есть на размещение акций на бирже. После этого в компании появляются акционеры, советы директоров и прочие бюррократические препоны, мешающие основателю единолично принимать решения. Поэтому основатель может покинуть проект, чтобы заняться чем-то новым и интересным для себя.

Вот, например, для подготовки статьи я в течение некоторого времени собирал информацию об инвестировании в стартапы. Таблица с этой информацией ниже.

Вся долина живет стартапами, инвестициями. Состояния могут вырастать в считанные месяцы. Еще сегодня твой сосед ездит на старой Тойете, а уже через 5-6 месяцев пересаживается на новенький Лексус. Конечно, такая атмосфера сама по себе вдохновляет и стимулирует изобретательство и инновации. Сложно представить, как создать аналогичную атмосферу в России. Хотя в России тоже потихоньку выстраивается система инвестирования. Есть журнал «Бизнес-ангел». Есть масса венчурных фондов (видел список, где их было более сотни). Однако до сих пор инвестиции предлагаются преимущественно тем, кто просто «копи-пастит» успешные зарубежные проекты. Пока в России отсутствует практика оценки собственных стартапов, оценки их перспективности и хеджирования рисков. Но уже хорошо, что эти процессы начались.

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image