А что, Now.ru всерьез расчитывало на большую абонентскую базу?
Впервые, кажется, увидел хоть какую-то оценку числа подписчиков проекта Now.ru — проекта ТНТ и ГазпромМедиа по продаже контента за 499 руб. в месяц.
Оценка — 5000 человек. Негусто. Зато в рекламу вложились по полной — Интернет, наружка, СМИ. Не очень понятно, на что они рассчитывали. В предыдущей статье я уже писал, что считаю модель продажи контента по подписке неэффективной. Связано это прежде всего с нерегулярностью желания абонента посмотреть какой-либо фильм. Зачем ему платить регулярно, а потреблять нерегулярно?
В тоже время в статье написано, что Now.ru хочет повторить бизнес-модель зарубежного портала Hulu. При этом кто-то из комментирующих заметил, что «...все верно, только Hulu стоит около 225 руб...» в богатых Европе и Америке.
То есть, получается, модель «контент по подписке» все-таки может быть эффективна (я то утверждаю, что в принципе эта модель неверна). Здесь есть два соображения.
Первое. Возможно, если Now.ru будет стоить как кабельное телевидение 110-130 руб., то число пользователей может возрасти. Но все равно не верится, что в российских реалиях и качестве управления проектами со стороны наемного топ-менеджмента возможно хотя бы приблизиться к показателям Hulu. Давайте посмотрим.
- Старт проекта Hulu — март 2008 года
- Спустя 10 месяцев с момента старта Hulu свыше 227 млн. просмотров контента
- Выручка Hulu — 90 млн. долл. США в первый год
- Спустя два года после старта проекта — более 16 млн. платящих абонентов.
Чем ответит Now.ru?
- Старт проекта Now.ru — март 2011 года
- Спустя месяц с момента старта Now.ru — около 5 тыс. платящих абонентов
Негусто. Но вопрос не только в завышенной цене российского поставщика контента.
Поэтому второе. Что предлагает Now.ru своим клиентам? Возможность неограниченного просмотра на компьютере видеоконтента с оплатой по модели подписки сроком на 10 дней, 1 и 3 месяца... И все.
Теперь посмотрим на Hulu.
Базовая услуга — предоставление неограниченного доступа к контенту за 7,99 долл. США (232 руб.)
Но контент смотрят нерегулярно. Чтобы модель «по подписке» была интересной абоненту, надо повысить частоту использования контента. Как это сделать? Ответ — вывести фильм на телевизор. Глядишь, днем мама посмотрит, вечером — ребенок, ночью — папа. Вывод контента на коллективный экран (телевизор) вполне может привести к «регулярному» потреблению контента. Поэтому совместно с Orb всего за 99 долл. была предложена абонентам Hulu телевизионная приставка. А за 79 долл. — музыкальный плеер для онлайн-музыки.
Затем, контент Hulu доступен на iPhone/iPad, причем как в режиме онлайн-просмотра, так и через iTunes.
И, наконец, для популяризации Hulu абонент может загрузить свой контент, и потом поделиться им (расшарить) среди своих друзей и знакомых.
Таким образом, Hulu — это гораздо более богатая по возможностям система, значительно опережающая проект Now.ru. Но ведь, заметит внимательный читатель, кто мешает Now.ru догнать по функциям Hulu?
А здесь — третье соображение, базирующееся на том, что появление систем, аналогичных Hulu, YouTube, VEVO, в принципе меняет сложившуюся модель отношений в телевещании. Давайте порассуждаем.
Для примера, канал ТНТ можно раскрутить, ограничив показ по сетям вещания других развлекательных каналов. В привычном мире именно каналы диктуют политику, допускают или нет в эфир производителей контента, обеспечивают монополию и выполнения различных государственных заказов.
Но мир меняется. Посмотрите еще внимательно на приставку Orb TV, упомянутую выше. Там написано, что устройство воспроизводит не только контент Hulu, но и YouTube. То есть имеется поставщик контента, и абонентские средства воспроизведения этого контента. Сеть (вещательная или телекоммуникационная) становится вторичной и вообще исключается из бизнес-модели!
В результате у абонента появляются потрясающие возможности выбора. Представьте, что Вы приходите домой, включаете телевизор (телевизионную приставку, Apple TV и пр.), и наблюдаете на экране пять папок — Hulu, YouTube, VEVO, Omlet.ru, Now.ru. Выбираете нужную библиотеку и смотрите что хотите. Деньги платите через платежную систему.
Производитель абонентского оборудования становится ключевым игроком новой бизнес-модели, реализуя экосистему распространения контента и интерфейсы подключения сторонних медиабиблиотек. При этом устраняется как класс возможность ограничить показ контента. Производители средств доставки контента будут заинтересованы в заключении соглашений с как можно большим числом поставщиков контента, чтобы стимулировать спрос на свое оборудование и конкурировать друг с другом.
О такой бизнес-модели мне рассказывал один знакомый из крупной телекоммуникационной компании пару лет назад, но тогда я счел ее малопонятной и фантастической.
Чем развитие такой бизнес-модели грозит Now.ru? Тем, что Now.ru будет «из многих». Но мы отстали очень сильно от зарубежных медийщиков в креативности и понимании рынка и движущих им трендов, и еще долго не сможем предложить конкурентный продукт. Кроме того, в условиях российских реалий ценообразование вряд ли позволит сформировать конкурентные тарифы.
Материалы по теме:
- Интернет во Франции
- Очередная массовая проблема Skype
- А что, Now.ru всерьез расчитывало на большую абонентскую базу?