27 июня 2011 в 7:12

Интернет во Франции

Рынок Интернета во Франции является, пожалуй, наиболее конкурентным среди европейских стран. Я некоторое время назад занимался серьезно исследованием факторов успеха европейских операторов и всегда отмечал продвинутость французских операторов. Основным отличием французского рынка от других является сильная конкуренция между тремя основными игроками: France Telecom, Free и SFR (Neuf). Эти три оператора успешно конкурируют как на рынке мобильной связи, так и на рынке фиксированного ШПД.

France Telecom vs SFR Neuf vs Free

На рынке Франции уже давно минули ценовые войны, когда 100 Мбит/с по оптике предлагались за 15 Евро. Теперь конкуренция ведется на уровне функций абонентского оборудования. На мой взгляд, в современном мире это наиболее передовая бизнес-модель Интернет-провайдинга. Наши операторы только подходят к пониманию роли абонентского оборудования в жизни современного оператора и к формированию уникального торгового предложения. Поэтому интересно посмотреть, как это сегодня делается во Франции. 

Сравнение операторов в их текущем состоянии приведено в таблицах. Первая таблица содержит информацию по домашним шлюзам, вторая — по медиасерверам. Эти устройства всегда разделены, поскольку домашний шлюз редко ставится возле телевизора. А для управления контентом с пульта необходимо, чтобы ИК-приемник был рядом с телевизором. 

Сравнение домашних шлюзов операторов France Telecom, Neuf, Free

Сравнение медиасерверов операторов France Telecom, Neuf, Free

Выделим преимущества, которые дает оператору бизнес-модель, построенная на основе абонентского оборудования.

  • Возможность привязать к себе абонента, продав ему дорогое устройство. Мало кто из абонентов признает, что потратил пару сотен Евро на ерунду, и откажется от нее. Он сохранит устройство, которое является для оператора базой для допродажи.
  • Возможность рекламировать свой бренд. Это делается через логотипы оператора на корпусе, через сплеш-экраны при загрузке устройства, через размещения логотипа во внутренних меню и пр.
  • Возможность реализации различных дополнительных услуг на базе абонентского оборудования. Например, France Telecom реализует на базе своих домашних шлюзов сеть, аналогичную FON. Абоненту в незнакомом городе достаточно найти любую точку доступа любого абонента France Telecom, и подключиться к ней бесплатно.
  • Возможность допродажи оборудования, что еще больше привяжет абонента к оператору. Это разные фоторамки, Интернет-радио, трубки, усилители Wi-Fi, видеокамеры и пр.
  • Абонентское оборудование является хорошим каналом продаж различного контента. Подробнее это преимущество оператора рассмотрено в этой и этой статьях.  

Из таблицы видно, что оборудование операторов сильно различается. Например, оборудование France Telecom — это обычный модем и стандартная гибридная приставка. Оборудование Free — это очень продвинутые устройства, и мне очень хотелось бы посмотреть на кейс этих приставок. Как, при явно большей стоимости абонентского оборудования, у Free сошелся кейс? Рассмотрим подробнее абонентское оборудование, которое сегодня лежит в основе конкуренции фиксированного ШПД во Франции.

France TelecomНа оборудовании традиционного оператора долго останавливаться не будем. Оно продвигается на рынке Франции, Испании, Польши под торговой маркой Livebox. Также это устройство распространяется на территории других стран, где France Telecom работает в сегменте B2C.

Основных устройств два: домашний шлюз Livebox и гибридная телевизионная приставка Livebox TV. Домашний шлюз производится и кастомизируется компанией Sagem.

Домашний шлюз и Гибридная приставка Livebox

Домашний шлюз не содержит каких-то уникальных особенностей. Это модем Sagem, поддерживающий ADSL, FTTH, стандартный Wi-Fi 802.11n со скоростью 120 Мбит/с. В модем встроен телефонный интерфейс, позволяющий подключать стационарный телефонный аппарат.

Гибридная телевизионная приставка также не содержит ничего выдающегося. Поддерживается трансляция эфирных каналов в формате HD через интерфейс DVB-T. С сети оператора можно просматривать библиотеку VoD, в которой содержится более десятка тысяч фильмов. Приставка поддерживает воспроизведение 3D фильмов при наличии специальных очков, как выдают в кинотеатрах.

SFR (Neuf)Оборудование этого оператора уже несколько интереснее. Это более продвинутый домашний шлюз, все порты которого работают в режиме Gigabit Ethernet, а скорость Wi-Fi 802.11n имеет рекордную скорость — 450 Мбит/с!

Домашний шлюз и приставка IPTV SFR Neuf

Домашний шлюз сделан таким образом, что в него может устанавливаться USB-донгл 3G. При этом он не торчит из устройства, как это обычно бывает. Для него предусмотрено место внутри корпуса, и донгл полностью скрыт дизайном корпуса.

Место для установки 3G-донгл

Домашний шлюз SFT Neuf

Также на устройство может быть смонтирована батарея бесперебойного питания, выполненная в стиле домашнего шлюза.

Домашний шлюз SFT Neuf

Приставка IPTV достаточно стандартная. В нее встроен жесткий диск объемом 40 ГБайт, посредством которого можно записывать видео (услуга PVR). Она, конечно, поддерживает HDTV и 3D.

Приставка IPTV SFR Neuf TV Evolution

В приставке IPTV реализован 3-х мерный интерфейс навигации, в стиле Apple Safari. Все иконки выстроены так, как будто экран телевизора имеет вогнутый экран, на котором размещаются иконки приложений: вещание ТВ, VoD и прочее.

Окно управления телевидением от Neuf

Кстати, до поглощения Neuf со стороны SFR, старые домашние шлюзы мне нравились больше. Это были устройства с округлыми формами, у которых логотип Neuf светился легким матовым светом. Зрелище — красивейшее. Реклама бренда, я считаю — великолепная.

Старая модель домашнего шлюза Neufbox

FreeПожалуй, наиболее выдающееся абонентское устройство — у оператора Free. Free абсолютно четко позиционирует свое устройство Freebox как основу стратегии развития. Достаточно зайти на главную страницу free.fr, чтобы убедиться в этом.

Линейка оборудования образована двумя похожими устройствами, объединяемыми в красивый набор — Freebox Server и Freebox Player.

Домашний шлюз Freebox Server

Уникальной особенностью домашнего шлюза является наличие в нем функционала NAS — то есть дискового хранилища, доступного для всех подключенных устройств. Причем в устройство уже установлен диск на 250 Гбайт. Все порты — Gigabit Ethernet, Wi-Fi 802.11n со скоростью 300 Мбит/с. В устройство встроен torrent-клиент, что несколько удивляет в свете борьбы Европы с пиратством.

Телевизионная приставка — гибридная, с интерфейсом DVB-T. Ее уникальной особенностью является еще один встроенный диск для записи телепередач, но главное — возможность слушать CD и смотреть DVD. То есть в приставку встроен DVD-плеер. Или в DVD-плеер встроена функциональность ТВ-тюнера? Или... ладно. В общем, в ней есть все, и она явно переигрывает по функционалу другие рассмотренные в этой статье устройства. 

Медиасервер Freebox Player

На мой взгляд, Free дальше всех продвинулся на пути привязки к себе абонентов с помощью абонентского оборудования. Уникальные устройства и неплохой дизайн позволили этому альтернативному оператору стать серьезнейшим конкурентом France Telecom'у.

ИтогИтак, как мы видим из таблиц, операторы предлагают примерно равный объем услуг (Интернет, Телефон, Телевидение) за одни и те же деньги (35 Евро плюс минус пару Евро). Очевидно, что конкуренция в условиях равенства базовых услуг строится с помощью абонентского оборудования.

Из сравнения видно, что домашние шлюзы и медисервера этих операторов имеют разные характеристики и разную стоимость. Очевидно, что у операторов разные показатели маржинальности бизнеса. Но это также означает, что борьба идет за счет дополнительных услуг и контента, накручиваемых «поверх» абонентского оборудования.

Важной статьей дохода являются дополнительные устройства, десятки которых операторы готовы продать абонентам. Источники бесперебойного питания, NAS, видеокамеры, фоторамки, и прочие устройства пополняют кошелек провайдеров, которые, еще сильнее привязывают этим абонента к себе.

Таким образом, французкие провайдеры Интернета уже завершили работать по бизнес-модели продажи «битовой трубы» — базового доступа в Интернет, и активно развивают новую бизнес-модель, которая, по всей видимости, уже доказала свою состоятельность.

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Комментариев: 2

  • Uliana
    5 июля 2011 в 16:46

    Согласна с тем, что Free дальше всех продвинулся на пути привязки к себе абонентов с помощью абонентского оборудования. Во Франции я живу в принимающей семье (прохожу курсы французского языка), не только они пользуются Free (с недавнего времени), но и многие мои знакомые. Причем большинство из них приобрели их совсем недавно.

    Ответить

    Stan_1

    Спасибо, это интересно!

    Ответить

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image