28 мая 2011 в 6:40

Контент и телеком — партнеры или враги?

6 мая на сайте Comnews появились две новости, которые опубликованы порознь, но с точки зрения глубинного смысла имеют непосредственное отношение друг к другу.

В первой статье рассматривается необходимость операторам ШПД активно внедрять новые приложения, поскольку модель взимания абонентской платы за трубу изживает себя. Вторая статья говорит, что у мобильных операторов контент практически не растет.

В этих двух тезисах проявляется серьезнейшее противоречие современного мира телекоммуникаций. Оператору надо развивать дополнительные услуги... Но он не может этого сделать эффективно, поскольку рынок таких услуг формируется бизнес-моделями магазинов приложений, не предусматривающих наличие оператора вообще!

Давайте проследим хронологию событий.

Изначально отрасль телекомунникаций во всем мире развивалась по самой простой бизнес-модели – оператр оказывал услугу, а абонент платил за нее. Ее изменило появление Интернета. Поначалу операторы увидели в Интернете возможность заработать на предоставлении доступа к нему. Это был принципиально новый источник дохода на массовом рынке.

Однако незаметно Интернет изменил мир, сложившиеся бизнес-модели, и создал фундаментальные противоречия между современным миром контента и приложений и традиционным операторским бизнесом. Более того, в долгосрочной перспективе происходящие сегодня изменения ставят под угрозу все мировое информационное сообщество.  Поставщики услуг Интернета, такие как Google, Yahoo, AOL  начали предлагать платные приложения и контент абонентам. Бизнес-модель приняла вид «абонент – оператор – поставщик услуг Интернет», в которой основная стоимость формируется именно поставщиком услуг Интернет. Например, сегодня оборот Google составляет более 24 млрд. долл. США, что сравнимо с выручкой таких операторов как British Telecom, France Telecom, Telecom Italia, то есть компаний – обладающих разветвенной инфраструктурой и огромными активами. 

В свою очередь, операторы связи,  в погоне за абонентской базой и выполняя обещания акционерам, были вынуждены снижать цены на услуги широкополосного доступа, участвовать в ценовых войнах. Это привело к тому, что операторы становились, т.н. «битовой трубой», на которой успешно делали бизнес другие игроки рынка. Стоимость этой трубы неуклонно снижается и у многих операторов находится на минимально приемлемых уровнях рентабельности.

Более того, поставщики услуг Интернета предложили абонентам услуги, которые традиционно оказывают операторы связи. Например, сегодня Skype обеспечивает передачу около 13,5% всех международных переговоров, в то время как доля операторов связи за пять лет сократилась с 80,1% до 60,7%. 

Еще более усугубило ситуацию  триумфальный вход на рынок контента компании Apple, впервые создавшей монополию на рынке контента за счет выпуска телефона iPhone, с помощью которого возможно покупать контент и приложение, недоступные на других телефонах. И сегодня весь мир с увлечением следит за битвой смартфонов – Apple iOS 4, Google Android и Windows Mobile приковывают внимание аналитиков и специалистов.

А роль операторов в этой битве? Ее нет, и быть не может! Трубу дешевую и массовую дали клиентам? Всем спасибо. В Ваших услугах больше не нуждаемся.

Некоторые операторы не захотели смириться с таким положением, и предприняли попытки внедрить новые бизнес-модели. Примером оператора, кому удалось это сделать, является British Telecom, который провел коренную ломку старой компании и создал принципиально новую, в которой компании, обслуживающие инфраструктуру и компании, разрабатывающие приложения и продающие их – являются разными юридическими лицами. 

А другие операторы? Они не смогли занять свое место под солнцем. Причин масса:

  • они не компании по разработке софта;
  • они не компании по разработке железа;
  • они привыкли оказывать не персонализированные 1-2 услуги с огромным жизненным циклом;
  • они не имеют опыта по поддержке клиентов, покупающих программное обеспечение.
А ведь вторая новость Conmews, фиксирует именно этот факт! Получается, что первая новость — требует от операторов невозможного.

Что делать? Не знаю. Понимаю только, что такая ситуация создает негативные предпосылки для развития инфраструктуры в глобальном масштабе. Развитие новой бизнес-модели магазина приложений приводит к стремительному росту трафика (удвоение каждый год). Операторы вынуждены инвестировать в наращивание сетей связи для нового трафика, но они вынуждены снижать тарифы на доступ.

Я уверен, что такая ситуация приведет уже в скором будущем к коллапсу – когда наращивание сети будет невозможно по экономическим соображениям. И путей выхода из этого кризиса, выгодного для всех — я не вижу. 

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image