27 января 2012 в 7:03

Эффективность операторов мобильной связи в разных странах

У меня было ранее опубликованы пару статей (вот и вот), касающихся крайне интересной темы — производительности труда и его влиянии на экономику страны. Суть вопроса проста — эффективней будет та экономика, которая имеет большую отдачу на работника и сделанные инвестиции. Эта отдача зависит от многих факторов — внедрения инноваций, применения энергоемких технологий, новых способов организации работ. К сожалению, по этим вопросам в мире накоплено очень мало статистики, что связано как с новизной вопроса, так и со сложностью измерения производительности труда и инвестиций. Некоторое время назад мне прислали интересную статью на этот счет, с некоторыми выкладками из которой я хотел бы поделиться.

Статья называется «Comparing Operational Efficiency among Mobile Operators in Brazil, Russia, India and China». Она опубликована в китайском журнале. Выходные данные: China & World Economy. Vol.17 (2009). No.5. P.104-120. Мне ее прислали в качестве скана, поэтому ссылку не даю.

В статье анализируется и сравнивается три показателя: отдача на работника, отдача на единицу активов, отдача на инвестиции. Анализируются мобильные операторы стран BRIC за период 2002—2006. По России в качестве базы взяты данные операторов МТС и Билайн. Мегафон отсутствует в этом сравнении, поскольку до сих пор не является публичной компанией и не раскрывает детально результаты своей деятельности.

Что можно сказать? Ну... несмотря на победные реляции менеджмента компаний об эффективном бизнесе (вот образчик), российские операторы уступают своим коллегам практически по всем статьям. Акционерам компании впору задуматься — ведь это означает, что в условиях насыщения рынка мобильной связи, имеется дополнительная возможность улучшения бизнеса.

Но обо всем по-порядку.

Прежде всего, авторы статьи очень четко констатируют (и я согласен на 200%), что «телекоммуникации являются центром развития глобальной экономики, и фундаментом развития, организации и управления бизнесом». Вот так, не много, и не мало. Впрочем, хорошей иллюстрацией этого тезиса как раз является опыт Бразилии.

Появление мобильной связи, имеющей впечатляющую динамику роста, привело не только к появлению нового качества жизни, но и возможности оценивать развитие телекоммуникаций и их эффективность без учета влияния регуляторных факторов. Мобильная связь всегда развивалась в более конкурентных условиях, по сравнению с традиционной, фиксированной связью.

Результаты анализа сведены в эту табличку.

Partial Factor Productivity of BRIC Mobile Operators

Российские операторы неплохо смотрятся только по показателям отдачи на единицу активов. По остальным двум показателям мы катастрофически проигрываем. :(

На первый взгляд, цифры удивительные! Бразилия и Индия — страны с низким уровнем доходов населения. По Индии как-то раз видел цифры, так там ARPU не превышает 3 долл. (у нас — около 8 долл.). География — такая же: где-то густо, где-то пусто. Поэтому мы должны превосходить их по эффективности. Но этого не происходит.

И вот что еще интересно. Если внимательно смотреть на показатели по годам, то у бразильских операторов показатель доходности на единицу инвестиций резко снизился. Но мне кажется, что при примерно ровной тенденции изменения выручки, это означает резкий рост инвестиций. То есть бразильские операторы в 2005—2006 гг. начали активно развиваться. Напротив, в 2005—2006 гг. российские операторы сократили инвестиции, и отдача на инвестиции математически выросла. К сожалению, сейчас уже не помню, почему наши операторы приостановили развитие. Скорее всего, это связано с насыщением рынка голосовых услуг и осторожным подходом к строительству сетей 3G.

Хотя это и объяснимо, остается непонятным, почему наши операторы не стали, в условиях высвобожденных от осваивания инвестиций ресурсов, наращивать операционную эффективность, не показавшую значимую динамику.

Было бы очень интересно посмотреть на более свежие данные — до 2010 года, когда активно шла стройка сетей 3G. Но пока приходится пользоваться только такой информацией.

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image