Разбирая недавние фотографии, наткнулся на нашу поездку с супругой в Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей, который находится недалеко от Москвы по Волоколамскому шоссе. Здесь проходил рубеж обороны, до которого смогли дойти немцы, перед тем, как в декабре 1941 года их отбросили обратно, на запад. На площадке под открытым небом собрана техника времени второй мировой войны — советские, американские, английские танки и САУ, образцы современной техники и жемчужина коллекции — настоящий немецкий «Тигр».
По технике абсолютно спокойно можно лазать, никто не гоняет и не мешает. Мы были там в будний день, и практически никого не было. За пару часов мы встретили только еще одну пару, которая тоже ходила и рассматривала технику.
Было очень необычно руками двигать 152-мм гаубицу самоходной установки ИСУ-152. Похоже, механизма удержания там уже нет, а балансир остался. У ИСУ-152 башня не вращается, поэтому конструкторы предусмотрели отклонение ствола вправо-влево примерно на 10 гр. В результате, если взяться за ствол, то можно легко поворачивать его вправо-влево.
Состав техники там очень разносторонний. Зенитные орудия, автомобили ЗИС — представлено почти все образцы отечественной техники Второй мировой войны. Некоторые из них размещены в симпатичной рощице. Их и с земли-то не разглядишь, а уж как увидеть с неба? Да — тяжелая была работа у летчиков — бомбардировщиков.
У меня наибольший интерес вызвал немецкий тяжелый танк — Тигр. Собственно, во многом ради него и поехали, поскольку все остальное можно увидеть, например, в музее Вооруженных сил СССР.
Вот он. Состояние, правда не очень, но вблизи он, конечно, впечатляет. Если не знать о его, скажем так, не самой эффективной конструкции и недостаточной эффективности в бою — то он просто потрясает воображение своими размерами.
Чего стоят одни гусеницы! Ширина — сантиметров 70. Вес — даже боюсь представить. А ведь немецким танкистам приходилось по много раз снимать и одевать их. Кстати, этот факт — хороший пример того, что за одно преимущество в технике, приходится расплачиваться другим.
«Тигр» создавался как истребитель танков. Здесь немного отвлекусь.
Тактика применения танковых войск к 1941 году не сильно претерпела изменения относительно 1918 года. Танки рассматривались как средство прорыва пехотных заградительных редутов. Поэтому они имели, фактически, противопулеметную броню и пулеметное вооружение. Вот, кстати, типичный образец ОСНОВНОГО немецкого танка (38% от общего числа танков на восточном фронте), с которым Германия вступила на территорию СССР в 1941 году. Кстати — фотография тоже из этого, Ленино-снегиревского музея.
У нас тоже до середины 30-х годов была аналогичная тактика. Поэтому большое распространение получили многобашенные танки — Т-26, Т-35. Зачем они были многобашенные? А вот зачем. Их задача — встать поперек окопа, развернуть башни в две стороны, и зачистить окоп из крупнокалиберных пулеметов, не опасаясь, что к нему подберутся с одного из боков.
Но война в Польше, Финляндии и пр. показали новые области применения танков — подавление артиллерии, прорыв Укрепрайонов (УР). СССР успело к началу войны разработать соответствующие, тяжелые танки — КВ-2, и средние Т-34. Немцы — не успели и начали войну с пулеметными танками.
На самом деле, потребность в тяжелых танках немцы ощутили только после столкновения с нашими КВ-2 и Т-34. Инструкция немецким танкистам предписывала уклоняться от боев с этими танками, поскольку их исходы был всегда предрешен. Только в 1941 году немецкие конструкторы получили заказ на изготовление тяжелого танка, а впервые в бой он вступил в августе 1942 года.
Какими же свойствами должны обладать истребители танков? Такие танки должны были а) иметь мощную пушку, чтобы пробить броню в десяток сантиметров, б) высокую подвижность, чтобы уходить из-под огня танков противника, в) возможность прицельно вести стрельбу с ходу с больших дистанций (около километра).
Основную сложность в ту пору представляло сделать возможность вести прицельную стрельбу с больших дистанций. Чтобы ее обеспечить, конструкторы решили сделать «шахматную» подвеску, в которой на гусеницы опирается четыре катка. Эту подвеску хорошо видно на фотографии выше.
Как следствие, для четырех катков понадобились широкие гусеницы, что решало и дополнительную задачу — снижение удельной нагрузки на грунт, и повышение проходимости. Но широкие гусеницы создали серьезную проблему: танк не умещался на стандартной железнодорожной платформе. На этой фотографии хорошо видно, что танк выходит за габариты жд-платформы.
В таком положении два встречных состава с танками могли зацепить друг друга и вызвать катастрофу. Поэтому гусеницы приходилось снимать. А чтобы танк мог заехать/съехать с платформы (ведь не на каждой станции есть краны грузоподьемностью под 50 тонн), на него одевали узкие железнодорожные гусеницы, и снимать внешний ряд катков.
Поэтому мобильность Тигров была сильно ограничена. Своим ходом они особо перемещаться не могли (согласно инструкции Merkblatt 47a/29 von 20 Mai 1943 расход дефицитного топлива до 500 литров на 100 км пути), а перебросить их по железной дороге и сразу бросить в бой — технически невозможно).
Вот, на фотографии показаны Тигры в транспортном положении, боевые гусеницы, уложенные между транспортными, и момент «переобувания» Тигра.
Да и не каждая платформа выдерживала такую тяжесть. Поэтому Тигры перевозили только на специальных, 6-осных платформах. В общем, с массой и габаритами немцы явно перестарались — мобильность танковых армий была сильно ограничена и уступала советским.
Высокая масса танка определялась не только сложной трансмиссией, но и тяжелой броней. Немцы так и не смогли освоить тот тип брони, который применялся на танках КВ и Т-34 (не было доступа к редким металлам — присадкам). Поэтому броню пришлось делать толще. Например, лобовая броня Тигра — 10 см. Борт — 8 см, и башня — 8 см. Кажется, что мало — но смотрится очень впечатляюще. Я даже специально залез на танк, чтобы сфотографировать их.
Но ничего. Наши артиллеристы быстро научились бороться с Тиграми. Главное — хорошо прицелиться!
В целом, я бы охарактеризовал Тигр, как никудышную машину. В обороне он медленный — его просто можно было обойти, а в нападении — недостаточно мобильный из-за специальных условий перевозки.
В первом же бою, когда немцы бросили против советских войск 4 Тигра, у двух сломалась коробка передач, а у одного загорелся от перегрузки двигатель. Танки пришлось срочно эвакуировать. В сентябре немцы вновь попробовали применить Тигры под Ленинградом, но результат вновь оказался плачевным — были подбиты шесть танков.
Один из этих танков был вывезен на полигон, где обстрелян из разных видов советского оружия, с целью определить уязвимые места и разработать инструкцию для войск. Именно этот танк сегодня и стоит в Снегирях.
Его состояние — плохое. Я заглянул в люки, но увидел землю. Похоже, у танка почти нет дна. Внутри отсутствуют приборы и механизмы. Но все равно — смотришь на него и понимаешь — это настоящая история! Интересно было бы узнать, что чувствовали москвичи, наблюдая трофейный танк Тигр на выставке в Парке Горького в 1943 году?
Кстати, двигатель и КПП Тигра были настолько неэффективны, что нельзя без улыбки смотреть на инструкцию по эксплуатации Тигров (Merkblatt 47a/29 von 20 Mai 1943). В этой инструкции рекомендуется при движении своим ходом не допускать резких нагрузок на трансмиссию, резко ускоряться и тормозить, останавливаться лишний раз. Организаторам колон предписывалось выделять свободную дорогу для Тигров, чтобы обеспечить равномерность их хода.
Можно спросить — а как быть в бою, где такие условия выдержать невозможно? Ответ — в инструкции: после каждого боевого применения проводить полную профилактику танка (длительностью 2-3 недели).
Другой интересный экспонат — танк ИС-3. К сожалению, ему почти не удалось принять участие в Второй мировой войны, поскольку в серию он был запущен только в 1945 году. Это тяжелый танк, почти сопоставимый по весу с Тигром — 47 тонн. Однако его конструкция оказалась столь успешной, что он экспортировался в разные страны мира, где эксплуатировался вплоть до 1993 года!
Танк примечателен тем, что в нем впервые была применена схема бронирования «щучий нос», когда лобовая броня была наклонена сразу в нескольких направлениях, а башня была очень обтекаемой формы. Эти особенности танка позволили увеличить его защищенность от поражения при более тонкой броне, чем у аналогов, что положительно сказалось на массе и габаритах.
Танк готовили в военном режиме, поэтому пришлось ставить на него много унифицированных узлов от других танков. В результате ИС-3 получил несколько слабоватый двигатель и коробку передач, что и оставалось его основным недостатком.
Не сумев вжиться в военную роль, танку ИС-3 пришлось освоить пропагандистскую роль. Несколько десятков танков ИС-3 вскоре после окончания войны срочно перебрасывали в Берлин, где должен был состояться парад Союзных сил в честь победы над Германией. Пройдя перед трибунами, ИС-3 вызвали неприятные чувства у иностранных делегаций, которые не ожидали увидеть таких красавцев.
В музее еще много образцов советской техники и техники стран-союзников. Как я уже писал, народу там бывает немного, особенно летом, когда нет школьников на экскурсии. Поэтому туда очень интересно выбраться с ребенком и спокойно погулять среди старых танков и красот лесной опушки.
Поделиться заметкой
Материалы по теме:
Танковый музей под открытым небом в поселке Снегири
В Снегирях вовсе не ленинградский «Тигр». В этом легко убедиться, посмотрев на штампованные катки, характерные для поздних машин. Ещё на нём же есть номер шасси, по которому с помощью справочника можно определить когда он вышел из заводского цеха.
Спасибо! Это интересная информация. Я был уверен про Ленинградские танки, об этом часто писали. Не знаете ли Вы, откуда этот танк в реальности взялся? Может быть, располагаете какой-либо ссылкой о его истории?
Часто бываю в этих местах. Снегиревский музей практически оправился после пожара, но плачевное состояние Тигра — настоящей реликвии Второй мировой — по моему мнению, требует каких либо действий со стороны администрации. Недавно танк обновил окрас, стал еще более внушительным.
Трофейный танк PzKpfw.VI «Тигр» (1942 г. Германия), каким его обнаружили поисковики.
По одним сведениям, в 1973 году «Тигр» обнаружил поисковик Юрий Никитин в болоте на танковом полигоне в подмосковном Нахабино. Другие источники утверждают, что на том же полигоне танк нашел покойный директор Снегиревского музея Игорь Усаневич.
«Тигр» был подбит и захвачен в районе Синявских болот, под Питером. Далее танк перевезли на полигон, где его броню испытали на пробиваемость, а потом бросили ржаветь. На питерском направлении немцы использовали «Тигры» лишь один день – это был дебют супертанков на поле боя, 21 сентября 1942 года. Позже «Тигры» принимали участие в «точечных» боях в январе-феврале 1943 г., но на других фронтах. Полноценно немцы применили их во время боя на Курской дуге. Следовательно, это один из тех пяти «Тигров», что были подставлены под огонь русских в сентябре, на дороге Мга — Синявино. Если быть абсолютно точным, их прямой наводкой обстреляла 1-я батарея 1225-го гаубичного артиллерийского полка.
Из воспоминаний рейхсминистра вооружений и боеприпасов третьего рейха доктора Альберга Шпеера и генерала Гейнца Гудериана складывается такая картина: рано утром у станции Мга, пять экспериментальных (еще не серийных!) «Тигров» в сопровождении одного легкого танка Т-III двинулись по узкой дамбе, проходившей по болоту. Не успели пройти нескольких сот метров, как был подбит и загорелся головной Т-III. Еще один снаряд угодил и в замыкающий колонну «Тигр» командира роты. Мотор в нем заглох и экипаж спешно бросил машину. В течении считанных минут были повреждены остальные попавшие в капкан «Тигры».
Гитлер, следивший за ходом боевого крещения, пришел в ярость и потребовал, чтобы секретное оружие вермахта ни в коем случае не попало в руки противника. Часть танков немцы вытащили из-под огня, часть взорвали, но один «Тигр» русские солдаты успели тракторами отбуксировать в тыл.
Фотография взята из интернета.
Автор неизвестен.
Тигр из Снегирей на полигоне в Нахабино.
Трофейный танк PzKpfw.VI «Тигр» (1942г. Германия), каким его обнаружили поисковики.
ага,все бы ничего если бы Вы обратили внимание на модификацию данного Тигра и сравнили бы его с теми Тиграми что дебютировали 21 сентября!Там даже и приглядываться не надо чтоб увидеть различия (обрезиненные бандажи,ранний вид командирской башни,прочие детали корпуса!)
Эта машина выпуска не ранее второй половины 43го года!
Комментариев: 5
В Снегирях вовсе не ленинградский «Тигр». В этом легко убедиться, посмотрев на штампованные катки, характерные для поздних машин. Ещё на нём же есть номер шасси, по которому с помощью справочника можно определить когда он вышел из заводского цеха.
Ответить
Stan_1
23 апреля 2012 в 17:42
Спасибо! Это интересная информация. Я был уверен про Ленинградские танки, об этом часто писали. Не знаете ли Вы, откуда этот танк в реальности взялся? Может быть, располагаете какой-либо ссылкой о его истории?
Ответить
Часто бываю в этих местах. Снегиревский музей практически оправился после пожара, но плачевное состояние Тигра — настоящей реликвии Второй мировой — по моему мнению, требует каких либо действий со стороны администрации. Недавно танк обновил окрас, стал еще более внушительным.
Ответить
Трофейный танк PzKpfw.VI «Тигр» (1942 г. Германия), каким его обнаружили поисковики.
По одним сведениям, в 1973 году «Тигр» обнаружил поисковик Юрий Никитин в болоте на танковом полигоне в подмосковном Нахабино. Другие источники утверждают, что на том же полигоне танк нашел покойный директор Снегиревского музея Игорь Усаневич.
«Тигр» был подбит и захвачен в районе Синявских болот, под Питером. Далее танк перевезли на полигон, где его броню испытали на пробиваемость, а потом бросили ржаветь. На питерском направлении немцы использовали «Тигры» лишь один день – это был дебют супертанков на поле боя, 21 сентября 1942 года. Позже «Тигры» принимали участие в «точечных» боях в январе-феврале 1943 г., но на других фронтах. Полноценно немцы применили их во время боя на Курской дуге. Следовательно, это один из тех пяти «Тигров», что были подставлены под огонь русских в сентябре, на дороге Мга — Синявино. Если быть абсолютно точным, их прямой наводкой обстреляла 1-я батарея 1225-го гаубичного артиллерийского полка.
Из воспоминаний рейхсминистра вооружений и боеприпасов третьего рейха доктора Альберга Шпеера и генерала Гейнца Гудериана складывается такая картина: рано утром у станции Мга, пять экспериментальных (еще не серийных!) «Тигров» в сопровождении одного легкого танка Т-III двинулись по узкой дамбе, проходившей по болоту. Не успели пройти нескольких сот метров, как был подбит и загорелся головной Т-III. Еще один снаряд угодил и в замыкающий колонну «Тигр» командира роты. Мотор в нем заглох и экипаж спешно бросил машину. В течении считанных минут были повреждены остальные попавшие в капкан «Тигры».
Гитлер, следивший за ходом боевого крещения, пришел в ярость и потребовал, чтобы секретное оружие вермахта ни в коем случае не попало в руки противника. Часть танков немцы вытащили из-под огня, часть взорвали, но один «Тигр» русские солдаты успели тракторами отбуксировать в тыл.
Фотография взята из интернета.
Автор неизвестен.
Тигр из Снегирей на полигоне в Нахабино.
Трофейный танк PzKpfw.VI «Тигр» (1942г. Германия), каким его обнаружили поисковики.
Фотография взята из и-нета.
Ответить
Евгений
22 декабря 2013 в 03:41
ага,все бы ничего если бы Вы обратили внимание на модификацию данного Тигра и сравнили бы его с теми Тиграми что дебютировали 21 сентября!Там даже и приглядываться не надо чтоб увидеть различия (обрезиненные бандажи,ранний вид командирской башни,прочие детали корпуса!)
Эта машина выпуска не ранее второй половины 43го года!
Ответить