15 января 2012 в 7:09

Танковый музей под открытым небом в поселке Снегири

Разбирая недавние фотографии, наткнулся на нашу поездку с супругой в Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей, который находится недалеко от Москвы по Волоколамскому шоссе. Здесь проходил рубеж обороны, до которого смогли дойти немцы, перед тем, как в декабре 1941 года их отбросили обратно, на запад. На площадке под открытым небом собрана техника времени второй мировой войны — советские, американские, английские танки и САУ, образцы современной техники и жемчужина коллекции — настоящий немецкий «Тигр».

Общий вид на Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей

 

 

По технике абсолютно спокойно можно лазать, никто не гоняет и не мешает. Мы были там в будний день, и практически никого не было. За пару часов мы встретили только еще одну пару, которая тоже ходила и рассматривала технику.

Было очень необычно руками двигать 152-мм гаубицу самоходной установки ИСУ-152. Похоже, механизма удержания там уже нет, а балансир остался. У ИСУ-152 башня не вращается, поэтому конструкторы предусмотрели отклонение ствола вправо-влево примерно на 10 гр. В результате, если взяться за ствол, то можно легко поворачивать его вправо-влево.

Состав техники там очень разносторонний. Зенитные орудия, автомобили ЗИС — представлено почти все образцы отечественной техники Второй мировой войны. Некоторые из них размещены в симпатичной рощице. Их и с земли-то не разглядишь, а уж как увидеть с неба? Да — тяжелая была работа у летчиков — бомбардировщиков.

В лситве технику разглядеть сложно

У меня наибольший интерес вызвал немецкий тяжелый танк — Тигр. Собственно, во многом ради него и поехали, поскольку все остальное можно увидеть, например, в музее Вооруженных сил СССР.

Вот он. Состояние, правда не очень, но вблизи он, конечно, впечатляет. Если не знать о его, скажем так, не самой эффективной конструкции и недостаточной эффективности в бою — то он просто потрясает воображение своими размерами.

Тяжелый немецкий танк Тигр Т-IV

 

Чего стоят одни гусеницы! Ширина — сантиметров 70. Вес — даже боюсь представить. А ведь немецким танкистам приходилось по много раз снимать и одевать их. Кстати, этот факт — хороший пример того, что за одно преимущество в технике, приходится расплачиваться другим.

Гусеницы танка Тигр имеют ширину 72 см!

 

«Тигр» создавался как истребитель танков. Здесь немного отвлекусь.

Тактика применения танковых войск к 1941 году не сильно претерпела изменения относительно 1918 года. Танки рассматривались как средство прорыва пехотных заградительных редутов. Поэтому они имели, фактически, противопулеметную броню и пулеметное вооружение. Вот, кстати, типичный образец ОСНОВНОГО немецкого танка (38% от общего числа танков на восточном фронте), с которым Германия вступила на территорию СССР в 1941 году. Кстати — фотография тоже из этого, Ленино-снегиревского музея.

 Немецкий пулеметный танк Pz Kpfw II периода начала Великой Отечественной Войны

 

У нас тоже до середины 30-х годов была аналогичная тактика. Поэтому большое распространение получили многобашенные танки — Т-26, Т-35. Зачем они были многобашенные? А вот зачем. Их задача — встать поперек окопа, развернуть башни в две стороны, и зачистить окоп из крупнокалиберных пулеметов, не опасаясь, что к нему подберутся с одного из боков.

Но война в Польше, Финляндии и пр. показали новые области применения танков — подавление артиллерии, прорыв Укрепрайонов (УР). СССР успело к началу войны разработать соответствующие, тяжелые танки — КВ-2, и средние Т-34. Немцы — не успели и начали войну с пулеметными танками.

На самом деле, потребность в тяжелых танках немцы ощутили только после столкновения с нашими КВ-2 и Т-34. Инструкция немецким танкистам предписывала уклоняться от боев с этими танками, поскольку их исходы был всегда предрешен. Только в 1941 году немецкие конструкторы получили заказ на изготовление тяжелого танка, а впервые в бой он вступил в августе 1942 года.

Какими же свойствами должны обладать истребители танков? Такие танки должны были а) иметь мощную пушку, чтобы пробить броню в десяток сантиметров, б) высокую подвижность, чтобы уходить из-под огня танков противника, в) возможность прицельно вести стрельбу с ходу с больших дистанций (около километра).

Основную сложность в ту пору представляло сделать возможность вести прицельную стрельбу с больших дистанций. Чтобы ее обеспечить, конструкторы решили сделать «шахматную» подвеску, в которой на гусеницы опирается четыре катка. Эту подвеску хорошо видно на фотографии выше.

Как следствие, для четырех катков понадобились широкие гусеницы, что решало и дополнительную задачу — снижение удельной нагрузки на грунт, и повышение проходимости. Но широкие гусеницы создали серьезную проблему: танк не умещался на стандартной железнодорожной платформе. На этой фотографии хорошо видно, что танк выходит за габариты жд-платформы.

Транспортировка Тигров на боевых гусеницах

 

В таком положении два встречных состава с танками могли зацепить друг друга и вызвать катастрофу. Поэтому гусеницы приходилось снимать. А чтобы танк мог заехать/съехать с платформы (ведь не на каждой станции есть краны грузоподьемностью под 50 тонн), на него одевали узкие железнодорожные гусеницы, и снимать внешний ряд катков.

Поэтому мобильность Тигров была сильно ограничена. Своим ходом они особо перемещаться не могли (согласно инструкции Merkblatt 47a/29 von 20 Mai 1943 расход дефицитного топлива до 500 литров на 100 км пути), а перебросить их по железной дороге и сразу бросить в бой — технически невозможно).

Вот, на фотографии показаны Тигры в транспортном положении, боевые гусеницы, уложенные между транспортными, и момент «переобувания» Тигра.

Транспортировка Тигров на жд-гусеницах

Боевые гусеницы уложены под танком

Танкисты меняют гусеницы у Тигра

 

Да и не каждая платформа выдерживала такую тяжесть. Поэтому Тигры перевозили только на специальных, 6-осных платформах. В общем, с массой и габаритами немцы явно перестарались — мобильность танковых армий была сильно ограничена и уступала советским.

Высокая масса танка определялась не только сложной трансмиссией, но и тяжелой броней. Немцы так и не смогли освоить тот тип брони, который применялся на танках КВ и Т-34 (не было доступа к редким металлам — присадкам). Поэтому броню пришлось делать толще. Например, лобовая броня Тигра — 10 см. Борт — 8 см, и башня — 8 см. Кажется, что мало — но смотрится очень впечатляюще. Я даже специально залез на танк, чтобы сфотографировать их.

Вид сверху на башню танка Тигр

Вид сверху на бортовую броню танка Тигр

 

Но ничего. Наши артиллеристы быстро научились бороться с Тиграми. Главное — хорошо прицелиться! smile

 

В целом, я бы охарактеризовал Тигр, как никудышную машину. В обороне он медленный — его просто можно было обойти, а в нападении — недостаточно мобильный из-за специальных условий перевозки.

В первом же бою, когда немцы бросили против советских войск 4 Тигра, у двух сломалась коробка передач, а у одного загорелся от перегрузки двигатель. Танки пришлось срочно эвакуировать. В сентябре немцы вновь попробовали применить Тигры под Ленинградом, но результат вновь оказался плачевным — были подбиты шесть танков.

Один из этих танков был вывезен на полигон, где обстрелян из разных видов советского оружия, с целью определить уязвимые места и разработать инструкцию для войск. Именно этот танк сегодня и стоит в Снегирях.

Следы стендового обстрела для выявления уязвимостей танка

 

Его состояние — плохое. Я заглянул в люки, но увидел землю. Похоже, у танка почти нет дна. Внутри отсутствуют приборы и механизмы. Но все равно — смотришь на него и понимаешь — это настоящая история! Интересно было бы узнать, что чувствовали москвичи, наблюдая трофейный танк Тигр на выставке в Парке Горького в 1943 году?

Танк Тигр на выставке трофейной техники в ЦПКИО им. Горького

 

Кстати, двигатель и КПП Тигра были настолько неэффективны, что нельзя без улыбки смотреть на инструкцию по эксплуатации Тигров (Merkblatt 47a/29 von 20 Mai 1943). В этой инструкции рекомендуется при движении своим ходом не допускать резких нагрузок на трансмиссию, резко ускоряться и тормозить, останавливаться лишний раз. Организаторам колон предписывалось выделять свободную дорогу для Тигров, чтобы обеспечить равномерность их хода. smile

Можно спросить — а как быть в бою, где такие условия выдержать невозможно? Ответ — в инструкции: после каждого боевого применения проводить полную профилактику танка (длительностью 2-3 недели). smile

Другой интересный экспонат — танк ИС-3. К сожалению, ему почти не удалось принять участие в Второй мировой войны, поскольку в серию он был запущен только в 1945 году. Это тяжелый танк, почти сопоставимый по весу с Тигром — 47 тонн. Однако его конструкция оказалась столь успешной, что он экспортировался в разные страны мира, где эксплуатировался вплоть до 1993 года!

ИС-3

 

Танк примечателен тем, что в нем впервые была применена схема бронирования «щучий нос», когда лобовая броня была наклонена сразу в нескольких направлениях, а башня была очень обтекаемой формы. Эти особенности танка позволили увеличить его защищенность от поражения при более тонкой броне, чем у аналогов, что положительно сказалось на массе и габаритах.

Танк готовили в военном режиме, поэтому пришлось ставить на него много унифицированных узлов от других танков. В результате ИС-3 получил несколько слабоватый двигатель и коробку передач, что и оставалось его основным недостатком.

Не сумев вжиться в военную роль, танку ИС-3 пришлось освоить пропагандистскую роль. Несколько десятков танков ИС-3 вскоре после окончания войны срочно перебрасывали в Берлин, где должен был состояться парад Союзных сил в честь победы над Германией. Пройдя перед трибунами, ИС-3 вызвали неприятные чувства у иностранных делегаций, которые не ожидали увидеть таких красавцев.

Танки ИС-3 на Параде в Берлине 7 сентября 1945 года

Танки ИС-3 на Параде в Берлине 7 сентября 1945 года

 

В музее еще много образцов советской техники и техники стран-союзников. Как я уже писал, народу там бывает немного, особенно летом, когда нет школьников на экскурсии. Поэтому туда очень интересно выбраться с ребенком и спокойно погулять среди старых танков и красот лесной опушки.

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Комментариев: 5

  • Прохожий
    23 апреля 2012 в 17:28

    В Снегирях вовсе не ленинградский «Тигр». В этом легко убедиться, посмотрев на штампованные катки, характерные для поздних машин. Ещё на нём же есть номер шасси, по которому с помощью справочника можно определить когда он вышел из заводского цеха.

    Ответить

    Stan_1

    Спасибо! Это интересная информация. Я был уверен про Ленинградские танки, об этом часто писали. Не знаете ли Вы, откуда этот танк в реальности взялся? Может быть, располагаете какой-либо ссылкой о его истории?

    Ответить

  • Панда
    11 августа 2012 в 13:07

    Часто бываю в этих местах. Снегиревский музей практически оправился после пожара, но плачевное состояние Тигра — настоящей реликвии Второй мировой — по моему мнению, требует каких либо действий со стороны администрации. Недавно танк обновил окрас, стал еще более внушительным.

    Ответить

  • Андрей
    5 октября 2013 в 15:35

    Трофейный танк PzKpfw.VI «Тигр» (1942 г. Германия), каким его обнаружили поисковики.

    По одним сведениям, в 1973 году «Тигр» обнаружил поисковик Юрий Никитин в болоте на танковом полигоне в подмосковном Нахабино. Другие источники утверждают, что на том же полигоне танк нашел покойный директор Снегиревского музея Игорь Усаневич.

    «Тигр» был подбит и захвачен в районе Синявских болот, под Питером. Далее танк перевезли на полигон, где его броню испытали на пробиваемость, а потом бросили ржаветь. На питерском направлении немцы использовали «Тигры» лишь один день – это был дебют супертанков на поле боя, 21 сентября 1942 года. Позже «Тигры» принимали участие в «точечных» боях в январе-феврале 1943 г., но на других фронтах. Полноценно немцы применили их во время боя на Курской дуге. Следовательно, это один из тех пяти «Тигров», что были подставлены под огонь русских в сентябре, на дороге Мга — Синявино. Если быть абсолютно точным, их прямой наводкой обстреляла 1-я батарея 1225-го гаубичного артиллерийского полка.

    Из воспоминаний рейхсминистра вооружений и боеприпасов третьего рейха доктора Альберга Шпеера и генерала Гейнца Гудериана складывается такая картина: рано утром у станции Мга, пять экспериментальных (еще не серийных!) «Тигров» в сопровождении одного легкого танка Т-III двинулись по узкой дамбе, проходившей по болоту. Не успели пройти нескольких сот метров, как был подбит и загорелся головной Т-III. Еще один снаряд угодил и в замыкающий колонну «Тигр» командира роты. Мотор в нем заглох и экипаж спешно бросил машину. В течении считанных минут были повреждены остальные попавшие в капкан «Тигры».

    Гитлер, следивший за ходом боевого крещения, пришел в ярость и потребовал, чтобы секретное оружие вермахта ни в коем случае не попало в руки противника. Часть танков немцы вытащили из-под огня, часть взорвали, но один «Тигр» русские солдаты успели тракторами отбуксировать в тыл.

    Фотография взята из интернета.

    Автор неизвестен.

    Тигр из Снегирей на полигоне в Нахабино.

    Трофейный танк PzKpfw.VI «Тигр» (1942г. Германия), каким его обнаружили поисковики.

    Фотография взята из и-нета.

    Ответить

    Евгений

    ага,все бы ничего если бы Вы обратили внимание на модификацию данного Тигра и сравнили бы его с теми Тиграми что дебютировали 21 сентября!Там даже и приглядываться не надо чтоб увидеть различия (обрезиненные бандажи,ранний вид командирской башни,прочие детали корпуса!)

    Эта машина выпуска не ранее второй половины 43го года!

    Ответить

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image