11 октября 2011 в 18:29

Дальняя бомбардировочная...

В заметке про оборону Москвы, один из комментаторов заметил, что во время Второй мировой войны стратегической авиации еще ни у кого не было. Я согласился. Сейчас после прочтения книги "Дальняя бомбардировочная..." маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова я понял, что комментатор формально был прав — тогда слово «Стратегическая» применительно к авиации не применялась.

Советские бомбардировщики ИЛ-4

Чем меня еще привлекла эта книга? Тем, что Александр Голованов стал прототипом Холованова в книгах "Контроль" и "Выбор" Виктора Суворова. Несмотря на одиозность автора, он является одним из наиболее любимых мною за прекрасный сжатый стиль изложения, логику и умение преподносить материал. Я был бы рад, если умел бы так четко и лаконично излагать свои мысли.  

Личность Голованова – действительно уникальна. Он стал руководителем нового рода войск в СССР в возрасте 37 лет, маршалом авиации – в 40 лет. Его войска подчинялись напрямую Ставке и лично Сталину – небывалый случай в истории Второй мировой войны. Его считали личным пилотом и доверенным лицом Сталина. Он организовывал перелет Молотова в США и советской делегации в Иран. Не удивительно, что его жизнь окружена ореолом таинственности и приближенности к государственным тайнам.

Голованов Александр Евгеньевич - Главный маршал авиации СССР

Сначала немного истории.

В конце 30-х годов в Полевом уставе (основной документ, определяющий организацию военных структур в довоенном СССР) произошло разделение бомбардировочной авиации на фронтовую и дальнюю. По ПУ-39 вводится понятие «дальняя бомбардировочная авиация»,  а  ее задачи определяются следующим образом.

Дальняя  бомбардировочная  авиация имеет основным назначением: уничтожение авиации противника на ее аэродромах, разрушение   крупных   целей  военно-промышленного   значения,   морских   и авиационных  баз  и  других  важных  объектов  в  глубоком тылу  противника; уничтожение линейных сил флота в открытом море  и  на  базах; прекращение  и нарушение железнодорожных, морских и автомобильных перевозок.

В особых случаях дальняя бомбардировочная авиация может быть привлечена для поражения войск противника в районе поля сражения и на поле боя.

Проблема была одна — летчики дальней авиации не умели летать по приборам. Для вылетам им нужны были наземные ориентиры, что делало невозможным ночные вылеты, наиболее безопасные для бомбардировщиков. К тому времени Голованов был руководителем гражданского флота в одном из регионов и умел управлять гражданскими самолетами по приборам, вслепую. По совету знакомых, он написал предложение Сталину создать авиаполк из летчиков, обученных летать в темноте. Это предложение пришлось кстати, и формирование такого полка (212-ый полк дальнебомбардировочной авиации) поручается Голованову.

В то время в СССР число дальних бомбардировщиков с радиусом действия более 1500—2000 км было невелико. Поэтому в составе полка к июню 1941 года удалось сформировать следующий состав бомбардировщиков.

Дальняя бомбардировочная авиация СССР накануне Второй мировой войны

Пилоты, многие из которых пришли из гражданской авиации (поскольку владели навыками слепых полетов по радионаводке), пришлось доучиваться уже в боевых условиях.

Интересно сравнить состав нашей и немецкой дальней авиации, чтобы оценить баланс сил накануне войны. Но этого сделать толком не удалось. Если в СССР бомбардировочная авиация была разделена на фронтовую и дальнюю, то в Германии этого не было. Проводя операции в стиле «Блицкриг», немецкая военная машина делала ставку на быстрый захват и продвижение по территории противника. В этих условиях не было необходимости вести изматывающие бомбежки промышленных объектов, которые должны были, по планам, в короткие сроки начать работать на тысячелетний рейх.

В результате немецкие бомбардировщики носят смешанный характер — фронтовые/дальние. К таким можно отнести условно четыре основных типа: переделанный из транспортника четырехмоторный Fw-200 Condor, устаревший Do-17. Серьезную силу представляли Ju-88 (Юнкерс-88), который был, скорее, аналогом нашего фронтового Ту-2, и He-111 (Хейнкель-111), аналог Ил-4. Если провести такую аналогию, то состав немецких сил дальней авиации был таков.

Дальняя бомбардировочная авиация Германии накануне Второй мировой войны

Сравнивать, как это делает Виктор Суворов, я эти самолеты не буду в силу их разного назначения. Отмечу только один интересный факт. Четырехмоторных самолетов в то время было крайне мало у обеих воюющих сторон. Малое количество таких самолетов привело к тому, что советские зенитчики хорошо усвоили — видишь контур с четырьмя моторами — это Fw-200 Condor.

Именно эта уверенность погубила несколько советских экипажей, которые возвращались с бомбардировки Берлина в первый раз. Операция готовилась Головановым в полном секрете. В результате, советские ПВО, увидев идущие с немецкой стороны 4-х моторные силуэты, сбили несколько самолетов. На самом деле это были Пе-8, мало известные советским воинам. Посмотрите, насколько эти самолеты похожи. 

Самолеты Пе-8 и Fw-200 с ракурса ПВО

Итак, во время войны формируется авиационный полк, а вскоре — Авиация дальнего действия (АДД). Именно ей и посвящена книга.

В книге рассматривается период от момента, как Голованов написал письмо Сталину, и неожиданно для себя стал руководителем дальней авиации, и до конца войны. Мне показалось, что первая треть книги — самая интересная. Автор очень тщательно и с мельчайшими деталями рассказывает, с какими сложностями столкнулись, как формировалась и закалялась авиация. Мне запомнился, например, такой интересный момент.

Когда одному из пилотов не успели перед вылетом присоединить 5-и тонную бомбу, он бросился куда-то бежать. Затем вдалеке поднялось облако пыли. Обслуживающий персонал и экипаж увидели ЗИС, за которым на тросе по пыли тащилась пятитонная бомба. smile

Подготовка бомб к загрузке в самолет

Подвеска бомбы в бомболюк

Много внимания уделено стратегии. Там есть вещи, о которых я даже не задумывался. Например, в фильмах часто показывают, как на вокзал совершается налет. Ну прилетели... Ну побросали бомбы... А оказывается, Голованов придумал вот что.

В первый вылет бомбардировщики летят не на узловую станцию, а чуть дальше, и бомбят пути. Восстановить пути за 2-3 дня невозможно, а поезда идут. И они за эти 2-3 дня скапливаются на узловой станции. После этого следует налет. Голованов описывает случай, когда так удалось уничтожить за одну ночь несколько эшелонов с более чем 1,5 тысячами немецких солдат и офицеров!

ИЛ-4 перед вылетом

Вот кстати, описание того, что может произойти во время бомбардировки. Вдумайтесь в эти цифры и в прочность советской техники!

Отдельные пожары на аэродромах подчас превращались в площадные. В один из налетов на аэродром в районе Брянска в момент бомбометания произошел взрыв с выбросом пламени и дыма на высоту до 2000 метров, а самолет, находившийся в этот момент над этим местом, был подброшен взрывной волной до 4000 метров.

Так видят пилоты процесс бомбежки

Часто наши сбрасывали бомбы, которые не взрывались сразу, а чуть позже. Часовой механизм в них настраивался на разное время, и немецкие саперы боялись подходить к ним. Наличие такой бомбы в центре вокзала также парализовало деятельность немцев.

На Курской дуге другая история. Там было жарко, и немцы часто совершали перебросы танковых колонн, пользуясь поднятой над дорогой пылью. Наши что придумали? Пускали штурмовики, которые на бреющем полете выводили из строя первый и последний танк. А потом подлетали бомбардировщики, которые просто бросали море бомб в песчаное облако. 

Еще запомнился случай, когда один из экипажей, возвращающийся через линию фронта, увидел немецкие бомбардировщики, которые шли с советской стороны. Он пристроился им в хвост, и даже нагло сделал два круга в колонне, которая заходила на посадку. ПВО немцев даже не подумали о такой возможности. И только в последний момент он отделился, и несколько раз прошел над аэродромом, поливая его из всех пулеметов. Пока поднялись истребители, он поджег десяток вражеских самолетов, и скрылся в облаках.

Численность экипажа Пе-8

Также Голованов в подробностях описывает подготовку и доставку сначала Молотова в США, а потом делегацию СССР в Тегеран в 1943 году. Самолет со Сталиным на борту он вел сам.

Американские летчики рассматриваю Пе-8, на котором в США прилетел Вячеслав Молотов

Я из книги впервые узнал, что именно в АДД придумали способ борьбы с локаторами, который до сих применяется в авиации.

Сейчас радиолокация общеизвестна и усовершенствована до того, что, например, на линиях Аэрофлота наземные локаторы просто ведут самолет в зоне того маршрута, по которому ему надлежит лететь. Стоит этому самолету незначительно уклониться в ту или иную сторону, как ему сейчас же об этом сообщат с земли, а то и просто дадут курс, по которому он должен идти. Указания по этому поводу с земли являются обязательными для экипажа. Когда же во время войны мы столкнулись с атаками наших самолетов при помощи средств локации, то не все нам было ясно и понятно. То, что наши самолеты сбивают при помощи средств наведения, было вскрыто довольно быстро. А вот как преодолеть новую преграду? Здесь только усилением наблюдения экипажами за воздухом вопроса не решишь. 

Пришлось заняться различными экспериментами, и в конце концов мы нашли наиболее эффективные средства. Во-первых, перелет линии фронта на малых высотах, что исключало своевременное обнаружение самолетов. Известно — чем выше летит самолет, тем с более далекого расстояния можно его обнаружить, и чем ниже он летит, тем меньше вероятность его своевременного обнаружения. Во-вторых, каждый самолет снабжался на полет лентами фольги разных размеров, которые выбрасывались с самолета как в районе самих целей, так при надобности и по маршруту. Эти ленты фольги не давали возможность станциям обнаружения и наведения установить, где же точно находятся самолеты и сколько их. Перехватчики, находившиеся в воздухе, также не могли по своим приборам точно установить — идут ли они на цель или на разбросанную фольгу. Когда наши самолеты одновременно бомбили цель с разных высот, масса фольги, по сути дела, закрывала весь экран.

В книге сделан сильный упор на личность Сталина. Причем Голованов характеризует его как человека, который сам принимал многие решения и реально руководил стратегией войны. Именно этот взгляд надолго задержал публикацию мемуаров прославленного маршала. Что интересно, оценка Голованова Сталину очень совпадает с оценками Виктора Суворова и Успенского. Такого я еще не встречал.

Вот типичный пример того, как Голованов пишет о Сталине.

Разглядеть и использовать в человеке его лучшие качества не каждый, конечно, сможет. Для Сталина всегда важна была суть вопроса, так сказать, без обертки. Помнится мне, как генерал Ф. А. Астахов, будучи назначен начальником Гражданского воздушного флота, несколько месяцев скрывал, что он, выходя из окружения, зарыл в землю свой партбилет. Платя ежемесячно партвзносы, он ссылался на то, что забыл партбилет дома. Спустя несколько месяцев дошло это до А. С. Щербакова, который входил в состав Политбюро. Установили истину, и Щербаков, докладывая об этом Сталину, поставил вопрос о пребывании Астахова в партии и на посту начальника ГВФ. Сталин долго ходил, покуривая трубку, и не торопился с ответом. Наконец, подойдя к Щербакову, он спросил: «А вы что бы сделали на месте Астахова?!» Не получив ответа, Сталин продолжал: «Плохо не то, что Астахов закопал свой партбилет, а плохо то, что побоялся об этом сказать. В этом суть». 

Астахов продолжал работать, но несколько лет спустя был снят со своего поста, и, несмотря на большое количество ходатаев, так работы больше и не получил. Пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон» — всегда дополнялась Сталиным: «А кто старое забудет, тому оба долой».

В книге Голованов выделяет особую роль не только Сталина. Приятно отличает мемуары Голованова от мемуаров других военачальников внимание к рядовому и офицерскому составу АДД. Читая, например, Жукова, можно встретить фамилии начальников штабов армии и корпусов, генералов и полковников. Голованов перечисляет всех, кому вручались высшие награды. Иногда целые страницы книги усыпаны фамилиями людей: младшие офицеры, рядовые, сержанты, майоры — видно, что Голованов действительно ценил людей и относился ко всем как к равным.

В общем, книгу я прочел с интересом. Честно скажу, что в свое время не осилил мемуары Жукова, слишком уж они пафосные и слащавые. А эта книга читается очень легко.

Поделиться заметкой
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Материалы по теме:

Один комментарий

  • Комментатор 7
    13 октября 2011 в 14:42

    Надо будет купить эти мемуары да почитать — спасибо автору за совет. Жуковские я перечитал после выхода суворовских двух работ о Жукове — очень занимательное чтиво получилось)) причем особенно интересно сравнить 1-е и 2-е издания). Абсолютно согласен с оценкой Суворова-его методология подхода к теме не оставляет противникам шансов)

    Ответить

Ваш комментарий:

Поля, помеченные символом * обязательны для заполнения.

CAPTCHA image